18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Москве открылся музей «Динамо»

Экспозиция музея  «Динамо». Фото: Музей «Динамо»
Экспозиция музея «Динамо».
Фото: Музей «Динамо»
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Новый музей, посвященный истории спортивного общества, рассказывает о спорте языком мультимедиа и современного выставочного дизайна

Стадион «Динамо», по-хай-тековски переродившийся в «ВТБ Аре­ну», открылся несколько лет назад, и примерно тогда же справа от него, прямо на линии Ленинградского проспекта, возник относительно небольшой серый павильон. Полукруглое в плане здание в духе конструктивизма было возведено известным архитектором Сергеем Чобаном (среди его работ, в частности, фасады нового здания Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной). В павильоне и разместился музей «Динамо», реализованный благодаря финансовой поддержке банка ВТБ при участии Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо», футбольного и хоккейного клубов «Динамо», команды «ВТБ Арены».

Экспозиция музея  «Динамо». Фото: Музей «Динамо»
Экспозиция музея «Динамо».
Фото: Музей «Динамо»

Созданием экспозиции занимался консорциум лучших специалистов. Их деятельность направлял Еврейский музей и центр толерантности, который превосходно разбирается в мультимедиа и наглядной инфографике. В итоге получившееся зрелище продолжает ряд дорогостоящих и тщательно продуманных корпоративно-исторических музеев, открывающихся в последние годы в Москве (Музей криптографии, Музей транспорта Москвы, «Гостиная ТАСС» и другие).

Организаторы подчеркивают, что это музей не просто некоего расплывчатого «Динамо», а конкретно Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо», то есть организации, объединяющей не только футболистов и хоккеистов, но более 70 различных видов спорта. Основанное ровно 100 лет назад, сегодня общество «Динамо» празднует юбилей, к которому и приурочено открытие музея, чьи интерьеры выполнены в небесно-голубом цвете, узнаваемом даже теми максимально далекими от спорта людьми, кто видел его лишь на шарфах болельщиков.

Экспозиция музея  «Динамо». Фото: Музей «Динамо»
Экспозиция музея «Динамо».
Фото: Музей «Динамо»

Экспозиция рассказывает историю общества «Динамо» так, чтобы подчеркнуть, что это важный фрагмент истории страны. Впрочем, так оно и есть, ведь это не только про развитие тела, но и про развитие духа, про идеологию советского государства во времена мира и во времена войны. Много повествуется о конкретных людях — участниках и лидерах общества, чемпионах в разных видах спорта.

Создатели музея говорят, что им удалось собрать здесь около 200 подлинных экспонатов: фотографии, документы, спортивный инвентарь, награды, афиши и сувениры (в том числе олимпийский факел 1980 года). Но они так интегрированы в яркую и продуманную повествовательную экспозицию, что порою просто теряются. Зато история создания и деятельности общества разворачивается перед нами с помощью экранов, тачпадов, а также документальной аудиопьесы, записанной профессиональными актерами. Не забыли и о квестах, в которых может принять участие любой посетитель.

Экспозиция музея  «Динамо». Фото: Музей «Динамо»
Экспозиция музея «Динамо».
Фото: Музей «Динамо»

Максимальное погружение (впрочем, неуютное для трепетных аудиалов) предлагает коридор с гигантскими видеопроекциями, внутри которого мы почувствуем сердцебиение и дыхание условных спортсменов, готовящихся к выступлению или застигнутых в момент наивысшего напряжения.

Самая зрелищная часть музея — с точки зрения любителя изящных искусств — это зал, посвященный спортивным трофеям. Кубки, статуэтки и легендарный «Золотой мяч» 1963 года Льва Яшина (единственный «Золотой мяч» в России) покоятся в огромной длинной витрине, своей роскошью напоминающей золотую кладовую Исторического музея. Бродить по ней и разглядывать эволюцию стиля этого жанра декоративно-прикладного искусства, начиная с советского ар-деко и до наших дней, весьма познавательно.

Экспозиция музея  «Динамо». Фото: Музей «Динамо»
Экспозиция музея «Динамо».
Фото: Музей «Динамо»

Не обошлись без «движухи» и тут: половина наград поставлена на выдвижные подставки, и, чтобы их увидеть, надо нажимать на кнопочки, после чего они медленно всплывают над столешницами витрин. Дети наверняка от этого будут в восторге.

Любопытно, что фактически музей Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо» был основан еще в 1988 году по инициативе совета ветеранов общества и долгое время размещался в двухэтажном здании у северной трибуны стадиона. К настоящему времени коллекция музея насчитывает более 10,5 тыс. экспонатов основного фонда и 7 тыс. вспомогательного. Однако отобрано из них для новой экспозиции было очень немного, хотя и крайне тщательно.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+