18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кризис британского арт-рынка: почему закрываются ярмарки искусства?

Украшать дом живописью средней ценовой категории или доступными предметами коллекционирования — удел среднего класса, который во всем мире теряет свое благосостояние. Фото: Art & Antiques Fair Olympia
Украшать дом живописью средней ценовой категории или доступными предметами коллекционирования — удел среднего класса, который во всем мире теряет свое благосостояние.
Фото: Art & Antiques Fair Olympia
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

В то время как глобальные коллекционеры продолжают совершать многомиллионные сделки на аукционах и крупных ярмарках в Лондоне, покупательская способность местных ценителей искусства стремительно падает

Экономика Великобритании испытывает трудности, а заодно непростые времена наступили и для торговцев искусством. За последние месяцы сразу несколько когда-то успешных и популярных ярмарок объявили о своем закрытии: региональные Art & Antiques for Everyone (позиционировавшаяся как ярмарка доступных произведений искусства и предметов старины) в Бирмингеме и Antique Home & Vintage Fair в Йорке, столичные Chelsea Antiques Fair, летняя версия ярмарки Art & Antiques Fair Olympia, Open Art Fair. Впрочем, главным шоком стала отмена престижной ярмарки со швейцарскими владельцами Masterpiece London. В лучшие времена Masterpiece и Olympia посещало более 30 тыс. человек, но сейчас их проведение показалось организаторам нецелесообразным. Вопрос в том, является ли это симп­томом серьезной болезни всей отрасли или временными трудностями.

Международный валютный фонд прогнозирует, что Великобритания будет единственной страной G7, которая переживает рецессию в 2023 году. Крайне неудачное комбо из последствий ковида, долгосрочных результатов Brexit и российско-украинского кризиса привело к повышению стоимости жизни и торговли в Великобритании.

Швейцарская компания MCH, владелец главного ярмарочного бренда мира Art Basel, а также лондонской Masterpiece, объяснила отмену в Лондоне «растущими расходами и снижением числа международных участников». В прошлом, 2022 году Masterpiece трансформировалась, по сути, из международной в локальную ярмарку, так как лишь два десятка галерей из 130 участвовавших базировались за пределами Великобритании.

Международная антикварная ярмарка IACF. Фото: IACF
Международная антикварная ярмарка IACF.
Фото: IACF

Тут можно возразить, вспомнив о закрепившемся за Лондоном статусе мировой арт-столицы и любимого места жительства множества самых богатых людей со всего мира. Недавний отчет благотворительного фонда Equality Trust показывает, что в прошлом году количество миллиардеров в Великобритании увеличилось на 20% и составило 177 человек. В 2022 году в Лондоне было продано более 600 домов стоимостью свыше £5 млн, что является самым высоким показателем за всю историю, по данным агентства недвижимости Savills. Неужели покупатели сверхдорогой недвижимости не стремятся украсить свои дома произведениями искусства?

«Мы очень хорошо работали на Masterpiece на протяжении многих лет», — говорит Исаак Пинеус, содиректор стокгольмской галереи Modernity, продающей скандинавский дизайн XX века стоимостью от £5 тыс. до £50 тыс. Но даже он признает, что в прошлом году ярмарка была не такой успешной. Его галерея примет участие в TEFAF New York в мае и надеется вернуться в Лондон на ярмарку PAD London в октябре, когда приедут тысячи коллекционеров со всего мира ради ярмарки Frieze и серии вечерних торгов Sotheby’s и Christie’s. Кроме того, в январе этого года шведская галерея открыла шоурум на «улице дизайнеров» Пимлико-роуд в престижном лондонском районе Белгравия. Это явно свидетельствует о том, что дела в британской столице у галереи идут хорошо.

Впрочем, миллионы, потраченные на изысканные датские столы и шведские люстры для особняков в Челси и Ноттинг-Хилле, как раз являются подтверждением кризиса, охватившего британский арт-рынок. Дело в так называемой двухуровневой структуре, которая сейчас доминирует в торговле искусством и антиквариатом. В 2013 году экономисты Бранко Миланович и Кристоф Лакнер, используя данные Всемирного банка, опубликовали график, показывающий глобальный прирост доходов от беднейших до богатейших за период с 1988 по 2008 год. График быстро растет слева, показывая улучшение ситуации в развивающихся странах, затем обрушивается, затрагивая прежде всего рабочий и средний класс в развитых экономиках, и стремительно поднимается вверх, демонстрируя успехи глобального 1% сверхбогатых жителей планеты. Так нео­либеральный капитализм повлиял на благосостояние населения мира. Пока бедные страны остаются такими же бедными, а средний класс стремительно теряет свое благосостояние, доходы богатых растут в геометрической прогрессии.

Дизайнеры выбирают предметы интерьера на lapada.org. LAPADA - крупнейшая профессиональная торговая ассоциация дилеров предметов искусства и антиквариата в Великобритании. Фото: House and Garden UK/LAPADA
Дизайнеры выбирают предметы интерьера на lapada.org. LAPADA - крупнейшая профессиональная торговая ассоциация дилеров предметов искусства и антиквариата в Великобритании.
Фото: House and Garden UK/LAPADA

Трудности среднего класса в Британии связывают и с последствиями экономической политики Маргарет Тэтчер. Теперь, если даже у относительно обеспеченных людей есть несколько тысяч сбережений, они тратят их на помощь своим детям с покупкой жилья на все более недоступном рынке недвижимости Великобритании, а не на искусство. «Их приоритеты изменились», — отмечает Чарльз Плант, лондонский дилер искусства XVIII–XIX веков в диапазоне от £1 тыс. до £5 тыс., который ранее успешно участвовал в ярмарке Olympia. Он перевел бизнес в США. «В Америке больше денег, и там ценят предметы искусства и мои знания», — объясняет он.

Однако современные искусство и дизайн все еще пользуются спросом у британцев. Так, в январе на Decorative Fair было много сделок, ярмарку посетило около 10 тыс. человек. Коллекционеры и кураторы по-прежнему считают Frieze London, принадлежащую калифорнийской группе Endeavor, одним из самых важных мировых событий в календаре современного искусства. Однако с уходом Masterpiece может возникнуть немало вопросов об устойчивости Frieze Masters, также ориентированной на классическое искусство. Проблемой остается и то, что традиционное для Британии коллекционирование уничтожается глобальными экономическими силами. В то время как цены на шедевры растут и по-настоящему дорогие произведения уходят за рекордные суммы, сегмент доступного искусства, особенно антиквариата, постепенно умирает. И как раз небольшие локальные британские ярмарки стали первыми жертвами этого процесса.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+