18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Яёи Кусама: узор в горошек — это очень серьезно

Яёи Кусама в окне ее студии в Сохо, Нью-Йорк, 1958. Фото: Kenneth Van Sickle/The Granger Collection, New York
Яёи Кусама в окне ее студии в Сохо, Нью-Йорк, 1958.
Фото: Kenneth Van Sickle/The Granger Collection, New York
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

В новом большом каталоге, приуроченном к ретроспективной выставке в Гонконге, вся жизнь этой удивительной художницы, можно сказать, проносится перед взором читателя. Книга рождает ощущение, что Кусама отнюдь не торопится на заслуженный отдых

Японская художница Яёи Кусама стала героиней большой ретроспективы в музее M+ в Гонконге (до 14 мая). Сопровождает выставку богато иллюстрированный каталог, подготовленный музеем совместно с издательством Thames & Hudson.

Добровольно живущая в психиатрической клинике художница, которой в марте исполнилось 94 года, ответила, в частности, на вопросы, касающиеся ее работ последнего времени. «Я рисую каждый день», — говорит она, добавляя, что намерена «продолжать создавать свой мир в благоговении перед жизнью».

«Yayoi kusama: 1945 to now» / Doryun Chong, Mika Yoshitake, eds. Thames & Hudson. 400 c. $65. На английском языке
«Yayoi kusama: 1945 to now» / Doryun Chong, Mika Yoshitake, eds. Thames & Hudson. 400 c. $65. На английском языке

Каталог охватывает творческий путь Кусамы с 1945 по 2022 год. Он включает в себя иллюстрированную хронологию жизни художницы, эссе о ней, дискуссию между кураторами ее выставок и документальные фотографии. Книга рождает впечатление, что творческий дух Кусамы сейчас сильнее, чем когда-либо. «Я не чувствую разницы между моим ранним и сегодняшним творчеством. У меня никогда не заканчиваются идеи, поэтому я буду продолжать показывать новые работы», — заявляет она.

Хотя фигуры нескольких выдающихся коллег и встречаются в жизнеописаниях Кусамы, в том числе в ее собственных записях — Энди Уорхол, Дональд Джадд, Джозеф Корнелл (с которым у нее были отношения), — она утверждает, что «не находится под чьим-либо влиянием». И добавляет: «Я долгое время была поглощена созданием себя. Я считаю, что рождена быть художником».

Вера в себя и одержимость фирменным узором в горошек, который Яёи Кусама впервые увидела еще в детских галлюцинациях, находят отражение в описанной ею встрече в 1975 году с неназванным успешным художником родом из Франции. Тот снисходительно отозвался. Ответ Кусамы был решителен: «Я очарована горохом. Бросьте мне вызов, кто бы это ни был — Пикассо, Матисс или кто-нибудь еще, — и одной этой горошиной я вызову вас на поединок. Я намерена поставить на кон все ради сетки и узора в горошек и восстать против истории».

Яёи Кусама.  Фото: Noriko Takasugi/Ota Fine Arts, David Zwirner and Victoria Miro
Яёи Кусама.
Фото: Noriko Takasugi/Ota Fine Arts, David Zwirner and Victoria Miro

Этот эпизод приводится в том разделе книги, где собраны собственные сочинения Кусамы: эссе, манифесты, интервью, стихи. Сюда включено, в частности, эссе «Иван-дурак» (Ivan the Fool), где художница описывает себя как «заскучавшего, капризного и глубоко недоверчивого» ребенка. В других разделах представлена переписка с Джорджией О’Кифф (неизвестная 26-летняя девушка попросила совета у знаменитой художницы и прислала ей свои акварели), стихотворение 2007 года о старении и призыв к «голой демонстрации на Уолл-стрит» в 1968 году.

Живя в Нью-Йорке, Яёи Кусама организовала несколько акций и демонстраций, выступая за права сексуальных меньшинств и протестуя против войны во Вьетнаме. Должны ли художники пытаться изменить мир? «Я считаю важным делиться любовью и миром и надеюсь передать это людям, которые страдают и не имеют возможности насладиться радостью искусства, — говорит Кусама. — И я сделаю все, что в моих силах, чтобы оставить послание вечной любви новым поколениям».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+