18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гнев, торг, отрицание: Brexit три года спустя

Работа Аниша Капура «Brexit, Broxit, мы провалились» ясно излагает позицию художника по поводу решения Великобритании покинуть ЕС. Фото: AnIsh Kapoor/DACS 2023
Работа Аниша Капура «Brexit, Broxit, мы провалились» ясно излагает позицию художника по поводу решения Великобритании покинуть ЕС.
Фото: AnIsh Kapoor/DACS 2023
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Инсайдеры рассказывают о том, чего стоил британскому миру искусства выход страны из Евросоюза. Пока одни обеспокоены тем, что Лондон теряет позиции на мировом арт-рынке, другие находят в ситуации плюсы

Стало известно, что компания MCH Group, владеющая брендом Art Basel, отменила ярмарку искусства и антиквариата Masterpiece, которая должна была пройти в Лондоне с 28 июня по 5 июля. Вкупе с трехлетней годовщиной Brexit это событие побудило местное арт-сообщество проанализировать последствия выхода Великобритании из Евросоюза. Оценки инсайдеров, которые мы собрали, не так уж однозначны.

Непримиримее всех настроен один из ведущих британских художников Аниш Капур, который заявил: «Из-за этого события Великобритания стала страной второго сор­та». Он даже изобрел термин Broxit (от англ. broken — «сломанный»). На вопрос, куда катятся страна и арт-сообщество, он по электронной почте ответил: «К черту — вместе с Broxit».

Другие деятели арт-сообщества, с которыми мы побеседовали, тоже обеспокоены. Среди них распространено мнение, что Brexit отбросил лондонскую арт-сцену далеко назад, позволив Парижу вырваться в лидеры. «Меня всерьез волнует, как пройдут следующие несколько лет для нашего арт-рынка. Лондон был вторым после Нью-Йорка, но теперь он скатывается вниз», — считает Сэди Коулз, владелица галереи Sadie Coles HQ.

Она приводит весомые аргументы, говоря не только об отмене лондонской ярмарки Masterpiece, но и о сокращении числа иностранцев, подающих заявки на обучение в британские художественные колледжи. Все это, по ее мнению, свидетельствует о снижении привлекательности Великобритании как мирового арт-хаба. По словам Коулз, за пределами единого европейского рынка логистика сложнее и дороже. «Стоимость доставки значительно увеличилась, хотя во многом это связано и с ростом цен на топливо. Но самый большой удар — психологический. За пределами Великобритании складывается впечатление, что вести дела в нашей стране теперь труднее. Королевство больше не кажется таким привлекательным для бизнеса. Сократились поставки в аукционные дома, художникам из континентальной Европы стало сложнее отправлять сюда работы и делать здесь выставки».

Тристрам Хант, который вращался в высоких государственных кругах и покинул Вестминстер, чтобы возглавить Музей Виктории и Альберта (V&A), тоже сожалеет о том, что ось мира искусства сместилась и теперь проходит по другую сторону Ла-Манша. «Как музей, мы все еще пытаемся найти плюсы Brexit, — говорит он. — Важно, чтобы Лондон сохранил свой статус культурного и художественного центра мирового уровня с великолепными музеями и мощным арт-рынком. Это и создает развитый и богатый мегаполис. Конечно, мы видим огромную конкуренцию со стороны Парижа. Нам нужно решить, как реагировать на успех соперника конструктивно и неагрессивно».

В последние годы Великобритания была «избалована» министрами культуры: их было аж 13 с 2010 года. Дольше всего в этом кресле (с 2010 по 2016 год) продержался Эд Вейзи — сейчас лорд входит в совет попечителей Тейт. Он говорит: «Хорошо помню, как после Brexit посол Швейцарии сказал мне: „Добро пожаловать в Швейцарию!“, имея в виду, что в этой стране слабовато с современным искусством. А еще в прошлом году ходили слухи, что Париж спит и видит, как бы переманить Frieze London к себе из-за хлопот с доставкой работ в Лондон и обратно, не говоря уже о дороге на ярмарку, которая стала сложнее».

Международное участие в прошлогодней выставке Frieze London было “таким же сильным, как и прежде”, говорит исполнительный директор ярмарки, который позитивно оценивает перспективы британского арт-рынка. Фото: Linda Nylind/ Frieze
Международное участие в прошлогодней выставке Frieze London было “таким же сильным, как и прежде”, говорит исполнительный директор ярмарки, который позитивно оценивает перспективы британского арт-рынка.
Фото: Linda Nylind/ Frieze

Парадокс, но именно руководство лондонской ярмарки Frieze дало нам самую оптимистичную оценку жизни после Brexit. «В 2022 году доля иностранных участников Frieze London была не меньше, чем прежде: галереи из 37 стран. Мы не заметили массового исхода после Brexit, который предсказывали некоторые пессимисты», — резюмирует Саймон Фокс, исполнительный директор Frieze.

«Статистика показывает, что арт-рынок Великобритании по объемам продаж по-прежнему больше, чем арт-рынок всей Европы в целом», — добавляет он.

По словам Фокса, европейские галереи могут воспользоваться лазейкой, известной как процесс «временного допуска», который позволяет ввозить товар в Великобританию на короткий срок с полным или частичным освобождением от импортных пошлин.

Ставка НДС в размере 5%, которым облагаются ввозимые произведения искусства, привлекательна для покупателей в Великобритании — ведь это ниже, чем в странах ЕС. И существенно ниже в сравнении с теми 20%, которые британские клиенты отдавали до Brexit. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+