18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гнев, торг, отрицание: Brexit три года спустя

Работа Аниша Капура «Brexit, Broxit, мы провалились» ясно излагает позицию художника по поводу решения Великобритании покинуть ЕС. Фото: AnIsh Kapoor/DACS 2023
Работа Аниша Капура «Brexit, Broxit, мы провалились» ясно излагает позицию художника по поводу решения Великобритании покинуть ЕС.
Фото: AnIsh Kapoor/DACS 2023
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Инсайдеры рассказывают о том, чего стоил британскому миру искусства выход страны из Евросоюза. Пока одни обеспокоены тем, что Лондон теряет позиции на мировом арт-рынке, другие находят в ситуации плюсы

Стало известно, что компания MCH Group, владеющая брендом Art Basel, отменила ярмарку искусства и антиквариата Masterpiece, которая должна была пройти в Лондоне с 28 июня по 5 июля. Вкупе с трехлетней годовщиной Brexit это событие побудило местное арт-сообщество проанализировать последствия выхода Великобритании из Евросоюза. Оценки инсайдеров, которые мы собрали, не так уж однозначны.

Непримиримее всех настроен один из ведущих британских художников Аниш Капур, который заявил: «Из-за этого события Великобритания стала страной второго сор­та». Он даже изобрел термин Broxit (от англ. broken — «сломанный»). На вопрос, куда катятся страна и арт-сообщество, он по электронной почте ответил: «К черту — вместе с Broxit».

Другие деятели арт-сообщества, с которыми мы побеседовали, тоже обеспокоены. Среди них распространено мнение, что Brexit отбросил лондонскую арт-сцену далеко назад, позволив Парижу вырваться в лидеры. «Меня всерьез волнует, как пройдут следующие несколько лет для нашего арт-рынка. Лондон был вторым после Нью-Йорка, но теперь он скатывается вниз», — считает Сэди Коулз, владелица галереи Sadie Coles HQ.

Она приводит весомые аргументы, говоря не только об отмене лондонской ярмарки Masterpiece, но и о сокращении числа иностранцев, подающих заявки на обучение в британские художественные колледжи. Все это, по ее мнению, свидетельствует о снижении привлекательности Великобритании как мирового арт-хаба. По словам Коулз, за пределами единого европейского рынка логистика сложнее и дороже. «Стоимость доставки значительно увеличилась, хотя во многом это связано и с ростом цен на топливо. Но самый большой удар — психологический. За пределами Великобритании складывается впечатление, что вести дела в нашей стране теперь труднее. Королевство больше не кажется таким привлекательным для бизнеса. Сократились поставки в аукционные дома, художникам из континентальной Европы стало сложнее отправлять сюда работы и делать здесь выставки».

Тристрам Хант, который вращался в высоких государственных кругах и покинул Вестминстер, чтобы возглавить Музей Виктории и Альберта (V&A), тоже сожалеет о том, что ось мира искусства сместилась и теперь проходит по другую сторону Ла-Манша. «Как музей, мы все еще пытаемся найти плюсы Brexit, — говорит он. — Важно, чтобы Лондон сохранил свой статус культурного и художественного центра мирового уровня с великолепными музеями и мощным арт-рынком. Это и создает развитый и богатый мегаполис. Конечно, мы видим огромную конкуренцию со стороны Парижа. Нам нужно решить, как реагировать на успех соперника конструктивно и неагрессивно».

В последние годы Великобритания была «избалована» министрами культуры: их было аж 13 с 2010 года. Дольше всего в этом кресле (с 2010 по 2016 год) продержался Эд Вейзи — сейчас лорд входит в совет попечителей Тейт. Он говорит: «Хорошо помню, как после Brexit посол Швейцарии сказал мне: „Добро пожаловать в Швейцарию!“, имея в виду, что в этой стране слабовато с современным искусством. А еще в прошлом году ходили слухи, что Париж спит и видит, как бы переманить Frieze London к себе из-за хлопот с доставкой работ в Лондон и обратно, не говоря уже о дороге на ярмарку, которая стала сложнее».

Международное участие в прошлогодней выставке Frieze London было “таким же сильным, как и прежде”, говорит исполнительный директор ярмарки, который позитивно оценивает перспективы британского арт-рынка. Фото: Linda Nylind/ Frieze
Международное участие в прошлогодней выставке Frieze London было “таким же сильным, как и прежде”, говорит исполнительный директор ярмарки, который позитивно оценивает перспективы британского арт-рынка.
Фото: Linda Nylind/ Frieze

Парадокс, но именно руководство лондонской ярмарки Frieze дало нам самую оптимистичную оценку жизни после Brexit. «В 2022 году доля иностранных участников Frieze London была не меньше, чем прежде: галереи из 37 стран. Мы не заметили массового исхода после Brexit, который предсказывали некоторые пессимисты», — резюмирует Саймон Фокс, исполнительный директор Frieze.

«Статистика показывает, что арт-рынок Великобритании по объемам продаж по-прежнему больше, чем арт-рынок всей Европы в целом», — добавляет он.

По словам Фокса, европейские галереи могут воспользоваться лазейкой, известной как процесс «временного допуска», который позволяет ввозить товар в Великобританию на короткий срок с полным или частичным освобождением от импортных пошлин.

Ставка НДС в размере 5%, которым облагаются ввозимые произведения искусства, привлекательна для покупателей в Великобритании — ведь это ниже, чем в странах ЕС. И существенно ниже в сравнении с теми 20%, которые британские клиенты отдавали до Brexit. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+