18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Древний город Чичен-Ица замер в ожидании массового притока туристов

Главная достопримечательность Чичен-Ицы — древняя ступенчатая пирамида майя, известная среди мексиканцев как «Эль-кастильо», то есть «замок». Фото: Сhristina Abken
Главная достопримечательность Чичен-Ицы — древняя ступенчатая пирамида майя, известная среди мексиканцев как «Эль-кастильо», то есть «замок».
Фото: Сhristina Abken
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Мексиканские власти в недалеком будущем планируют открыть новый музей, посвященный памятникам культуры майя. Однако реализация этого проекта напрямую связана с успехами в сфере железнодорожного строительства

В конце 2023 года на полуострове Юкатан и в прилегающих к нему регионах должна быть запущена первая очередь проекта «Поезд майя», полная реализация которого потребует $20 млрд и позволит привлечь в регион гораздо больше туристов. В преддверии этого события мексиканские власти активизировали проведение археологических раскопок и изысканий по всему маршруту следования состава. Ожидается, что новый музей в Чичен-Ице, древнем комплексе майя, расположенном на севере Юкатана, как раз и будет демонстрировать многочисленные недавние находки, обнаруженные на огромной территории.

ПОДРОБНОСТИ
Чичен-Ица, город и храмовый комплекс

Ученые предполагают, что этот город на севере полуострова Юкатан возник в середине V века н.э. Предшествующее поселение называлось иначе, но при установлении на этой территории владычества племен майя оно получило имя Чичен-Ица (ица — название народности из этнической группы майя). Став одним из центров местной цивилизации, город пережил период бурного роста и расцвета: в VI–X веках н.э. здесь были возведены из камня десятки культовых, административных, спортивных и даже научных сооружений (например, обсерватория). Наиболее известный и популярный среди туристов объект — 30-метровая ступенчатая пирамида, посвященная Кукулькану, пернатому змееподобному божеству с человеческой головой. Однако предположительно в конце X века н.э. империя майя пала под натиском племени тольтеков, и город пришел в упадок. Ко времени испанских завоеваний Чичен-Ица уже на протяжении нескольких столетий была городом-призраком, опустевшим и руинированным. Это был не единственный город майя, пребывавший в таком состоянии, но в других регионах испанцы часто использовали древние камни для строительных нужд, а Чичен-Ицу подобная участь миновала. Сейчас это объект всемирного наследия ЮНЕСКО и центр притяжения многочисленных туристов.

Еще…

Музей, который пока существует лишь на бумаге, предполагается построить взамен другого — его небольшое здание закрылось более десяти лет назад. Скорее всего, новая институция будет создана по модели Museo de sitio, «музея места», реализуемой в других комплексах, что находятся в ведении федерального Национального института антропологии и истории (INAH).

Еще в 2010 году мексиканское правительство выкупило исторический земельный участок площадью 83 га у семьи Барбачанос, которая владела им с тех пор, как приобрела его у наследников Эдварда Томпсона (1856–1935), американского консула в городе Мерида. Сам Томпсон на протяжении 30 лет исследовал участок и обнаружил немало артефактов, которые в конце 1900-х годов передал Музею Пибоди в Гарвардском университете. Позднее мексиканские власти обвинили консула в контрабанде древностей и изъяли большую часть его владений, возвратив землю потомкам Томпсона лишь десятилетия спустя.

Руины «Храма воинов» в Чичен-Ице. 1986. Фото: Wikimedia Commons
Руины «Храма воинов» в Чичен-Ице. 1986.
Фото: Wikimedia Commons

Диего Прието, директор INAH, очень сухо рассказывает о будущем музее в Чичен-Ице, не говоря подробно ни о том, кто будет управлять учреждением, ни о том, какова его стоимость. Впрочем, ранее институт заявлял, что на проект, который должен включать строительство не только самого музея, но и туристического информационного центра, а также реставрацию 23 древних архитектурных объектов, будет выделено около 265 млн песо ($14,4 млн).

По мнению Карлоса Эсперона, директора Музея майя в Канкуне, что в соседнем штате Кинтана-Роо, процесс подготовки к открытию «может занять два года». Эсперон считает, что даже после того, как завершится предварительное изучение площадки, отведенной под строительство, дело все равно будет двигаться медленно, поскольку «все работы должны выполняться вручную, чтобы минимизировать риск повреждения любых объектов, которые могут находиться в земле». Он добавляет, что «некоторые артефакты из Музея майя в Канкуне, возможно, могут временно или на постоянной основе» переехать в Чичен-Ицу.

Руины «Храма воинов» в Чичен-Ице. Фото: Wikimedia Commons
Руины «Храма воинов» в Чичен-Ице.
Фото: Wikimedia Commons

Между тем огромный инфраструктурный проект «Поезд майя» уже вызвал ряд протестов и демонстраций с участием представителей коренных народов, возмущенных тем, что с ними не проконсультировались по поводу маршрута поезда. Экологи тоже бьют тревогу, утверждая, что стройка угрожает биоразнообразию и может привести к повреждению известняковых пород, составляющих ландшафт региона, известного своими живописными сенотами (природными колодцами с озерами, служившими для жертвоприношений) и сетью пещер, многие из которых были священными для майя.

Некоторые ученые выражают обеспокоенность еще и тем, что туризм в таких масштабах представляет угрозу для храмового комплекса и пирамиды Кукулькана, известной в Мексике под названием «Эль-Кастильо» (исп. «замок») и датируемой 800 годом н.э. Всего несколько лет назад можно было подняться на ее вершину, но теперь это запрещено.

В 2007 году «Эль-Кастильо» в Чичен-Ице был назван одним из новых Семи чудес света. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Фото: Wikimedia Commons
В 2007 году «Эль-Кастильо» в Чичен-Ице был назван одним из новых Семи чудес света. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото: Wikimedia Commons

Недавно стало известно, что, помимо музея, в Чичен-Ице откроется недоступная ранее для публики часть комплекса — Старый город. Там, в частности, расположены две архитектурные платформы, одну из которых назвали в честь британского археолога Альфреда Модсли (1850–1931). Он фотографировал и делал гипсовые копии здешних артефактов в 1890-е годы. Многое из того архива хранится в Британском музее в Лондоне. Ричард Модсли, внучатый племянник ученого, теперь возглавляет Британское общество в Мексике. «Мой двоюродный дядя сделал очень подробный анализ петроглифов, и его фотоархивы используются по сей день, — говорит он. — Безусловно, его вклад в исследование цивилизации майя должен быть широко признан. С нетерпением жду возможности увидеть названную в его честь платформу, когда в следующий раз приеду на место раскопок». 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+