18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Древний город Чичен-Ица замер в ожидании массового притока туристов

Главная достопримечательность Чичен-Ицы — древняя ступенчатая пирамида майя, известная среди мексиканцев как «Эль-кастильо», то есть «замок». Фото: Сhristina Abken
Главная достопримечательность Чичен-Ицы — древняя ступенчатая пирамида майя, известная среди мексиканцев как «Эль-кастильо», то есть «замок».
Фото: Сhristina Abken
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Мексиканские власти в недалеком будущем планируют открыть новый музей, посвященный памятникам культуры майя. Однако реализация этого проекта напрямую связана с успехами в сфере железнодорожного строительства

В конце 2023 года на полуострове Юкатан и в прилегающих к нему регионах должна быть запущена первая очередь проекта «Поезд майя», полная реализация которого потребует $20 млрд и позволит привлечь в регион гораздо больше туристов. В преддверии этого события мексиканские власти активизировали проведение археологических раскопок и изысканий по всему маршруту следования состава. Ожидается, что новый музей в Чичен-Ице, древнем комплексе майя, расположенном на севере Юкатана, как раз и будет демонстрировать многочисленные недавние находки, обнаруженные на огромной территории.

ПОДРОБНОСТИ
Чичен-Ица, город и храмовый комплекс

Ученые предполагают, что этот город на севере полуострова Юкатан возник в середине V века н.э. Предшествующее поселение называлось иначе, но при установлении на этой территории владычества племен майя оно получило имя Чичен-Ица (ица — название народности из этнической группы майя). Став одним из центров местной цивилизации, город пережил период бурного роста и расцвета: в VI–X веках н.э. здесь были возведены из камня десятки культовых, административных, спортивных и даже научных сооружений (например, обсерватория). Наиболее известный и популярный среди туристов объект — 30-метровая ступенчатая пирамида, посвященная Кукулькану, пернатому змееподобному божеству с человеческой головой. Однако предположительно в конце X века н.э. империя майя пала под натиском племени тольтеков, и город пришел в упадок. Ко времени испанских завоеваний Чичен-Ица уже на протяжении нескольких столетий была городом-призраком, опустевшим и руинированным. Это был не единственный город майя, пребывавший в таком состоянии, но в других регионах испанцы часто использовали древние камни для строительных нужд, а Чичен-Ицу подобная участь миновала. Сейчас это объект всемирного наследия ЮНЕСКО и центр притяжения многочисленных туристов.

Еще…

Музей, который пока существует лишь на бумаге, предполагается построить взамен другого — его небольшое здание закрылось более десяти лет назад. Скорее всего, новая институция будет создана по модели Museo de sitio, «музея места», реализуемой в других комплексах, что находятся в ведении федерального Национального института антропологии и истории (INAH).

Еще в 2010 году мексиканское правительство выкупило исторический земельный участок площадью 83 га у семьи Барбачанос, которая владела им с тех пор, как приобрела его у наследников Эдварда Томпсона (1856–1935), американского консула в городе Мерида. Сам Томпсон на протяжении 30 лет исследовал участок и обнаружил немало артефактов, которые в конце 1900-х годов передал Музею Пибоди в Гарвардском университете. Позднее мексиканские власти обвинили консула в контрабанде древностей и изъяли большую часть его владений, возвратив землю потомкам Томпсона лишь десятилетия спустя.

Руины «Храма воинов» в Чичен-Ице. 1986. Фото: Wikimedia Commons
Руины «Храма воинов» в Чичен-Ице. 1986.
Фото: Wikimedia Commons

Диего Прието, директор INAH, очень сухо рассказывает о будущем музее в Чичен-Ице, не говоря подробно ни о том, кто будет управлять учреждением, ни о том, какова его стоимость. Впрочем, ранее институт заявлял, что на проект, который должен включать строительство не только самого музея, но и туристического информационного центра, а также реставрацию 23 древних архитектурных объектов, будет выделено около 265 млн песо ($14,4 млн).

По мнению Карлоса Эсперона, директора Музея майя в Канкуне, что в соседнем штате Кинтана-Роо, процесс подготовки к открытию «может занять два года». Эсперон считает, что даже после того, как завершится предварительное изучение площадки, отведенной под строительство, дело все равно будет двигаться медленно, поскольку «все работы должны выполняться вручную, чтобы минимизировать риск повреждения любых объектов, которые могут находиться в земле». Он добавляет, что «некоторые артефакты из Музея майя в Канкуне, возможно, могут временно или на постоянной основе» переехать в Чичен-Ицу.

Руины «Храма воинов» в Чичен-Ице. Фото: Wikimedia Commons
Руины «Храма воинов» в Чичен-Ице.
Фото: Wikimedia Commons

Между тем огромный инфраструктурный проект «Поезд майя» уже вызвал ряд протестов и демонстраций с участием представителей коренных народов, возмущенных тем, что с ними не проконсультировались по поводу маршрута поезда. Экологи тоже бьют тревогу, утверждая, что стройка угрожает биоразнообразию и может привести к повреждению известняковых пород, составляющих ландшафт региона, известного своими живописными сенотами (природными колодцами с озерами, служившими для жертвоприношений) и сетью пещер, многие из которых были священными для майя.

Некоторые ученые выражают обеспокоенность еще и тем, что туризм в таких масштабах представляет угрозу для храмового комплекса и пирамиды Кукулькана, известной в Мексике под названием «Эль-Кастильо» (исп. «замок») и датируемой 800 годом н.э. Всего несколько лет назад можно было подняться на ее вершину, но теперь это запрещено.

В 2007 году «Эль-Кастильо» в Чичен-Ице был назван одним из новых Семи чудес света. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Фото: Wikimedia Commons
В 2007 году «Эль-Кастильо» в Чичен-Ице был назван одним из новых Семи чудес света. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото: Wikimedia Commons

Недавно стало известно, что, помимо музея, в Чичен-Ице откроется недоступная ранее для публики часть комплекса — Старый город. Там, в частности, расположены две архитектурные платформы, одну из которых назвали в честь британского археолога Альфреда Модсли (1850–1931). Он фотографировал и делал гипсовые копии здешних артефактов в 1890-е годы. Многое из того архива хранится в Британском музее в Лондоне. Ричард Модсли, внучатый племянник ученого, теперь возглавляет Британское общество в Мексике. «Мой двоюродный дядя сделал очень подробный анализ петроглифов, и его фотоархивы используются по сей день, — говорит он. — Безусловно, его вклад в исследование цивилизации майя должен быть широко признан. С нетерпением жду возможности увидеть названную в его честь платформу, когда в следующий раз приеду на место раскопок». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+