18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Научный, а не мифологический взгляд на Кносский дворец царя Миноса

Сосуд для духов в форме птицы. Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports, General Directorate of Antiquities and Cultural Heritage/Heraklion Archaeological Museum
Сосуд для духов в форме птицы.
Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports, General Directorate of Antiquities and Cultural Heritage/Heraklion Archaeological Museum
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Выставка рассказывает об истории открытия и исследования минойской цивилизации с ее мифом о Минотавре и лабиринте. Экспозиция основана на архивах Артура Эванса, который прославился как инициатор и руководитель раскопок на Крите на рубеже XIX–XX веков

Экспозиция в Музее Ашмола рассказывает о раскопках, проведенных 100 лет назад его бывшим хранителем, и о том, как они способствовали популяризации минойской культуры с ее мифами о Минотавре и лабиринте. В основу выставки легли архивы бывшего ученого хранителя оксфордского музея Артура Эванса, прославившегося благодаря раскопкам на Крите, которые велись под его руководством на рубеже XIX–XX веков.

Эванс в первую очередь известен как первооткрыватель и популяризатор минойской культуры — цивилизации бронзового века, следы которой он обнаружил во время раскопок на месте древнего города Кносс, где, по его мнению, мог находиться лабиринт с мифологическим чудовищем Минотавром. В экспозицию вошли некоторые из самых знаменитых находок Эванса, в том числе такие образцы тонкой резьбы по камню, датируемые приблизительно 1500 годом до н.э., как сосуды в форме морских раковин или с рельефами осьминогов. Многие экспонаты выставляются в Великобритании впервые; они показаны в сопровождении полевых дневников и рисунков Эванса, а также предметов, приобретенных им для Музея Ашмола.

Голова зевса. Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports, General Directorate of Antiquities and Cultural Heritage/Heraklion Archaeological Museum
Голова зевса.
Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports, General Directorate of Antiquities and Cultural Heritage/Heraklion Archaeological Museum

По словам Эндрю Шапланда, куратора отдела бронзового века и классической Греции в Музее Ашмола, Артур Эванс поддерживал стремление Крита добиться независимости от Османской империи и действовал менее спорными методами, чем лорд Элгин, вывезший в Британский музей фризы с Акрополя. «Он дальновидно приобрел интересовавший его участок земли и дал обещание не вести на нем раскопки, пока Крит не станет независимым, — рассказывает Шапланд. — А его находки свидетельствовали о существовании на Крите развитой древней цивилизации, связанной с Грецией».

Фигура богини с поднятыми руками. Крит. 1375–1300 гг. до н.э. Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports, General Directorate of Antiquities and Cultural Heritage/Heraklion Archaeological Museum
Фигура богини с поднятыми руками. Крит. 1375–1300 гг. до н.э.
Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports, General Directorate of Antiquities and Cultural Heritage/Heraklion Archaeological Museum

Куратор уточняет, что Эванс соблюдал установленные властями Крита правила вывоза предметов старины, позволявшие отправлять в Музей Ашмола только «дубликаты», и с готовностью признает, что саму территорию Кносса нашел не Эванс, эта заслуга принадлежит местному археологу Миносу Калокериносу. Он также добавляет, что новое поколение археологов продолжает регулярно находить древние артефакты. «Мы стараемся связать разные аспекты этих раскопок: знаменитые находки, оставшиеся на Крите, и архив, который хранится у нас здесь, — говорит Шапланд. — Мы показываем, что это продолжающаяся история».

Музей Ашмола
«Лабиринт. Кносс, миф и реальность»
До 30 июля

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+