18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Белый лист бумаги в Китае стал символом молчаливого разочарования

Работы филиппинской художницы и активистки Кири Далена из серии «Стертые лозунги» (2016) вдохновили протестующих в Китае. Фото: Art Basel
Работы филиппинской художницы и активистки Кири Далена из серии «Стертые лозунги» (2016) вдохновили протестующих в Китае.
Фото: Art Basel
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Чистый лист стал символом массовых протестов в Китае, вызванных жесткими ковидными ограничениями. С такими пустыми плакатами сначала вышли демонстранты в городе Урумчи, а позже и в Пекине, Шанхае и других городах

Массовые протесты в Китае в ноябре 2022 года, вызванные жесткими ковидными ограничениями, получили всемирный резонанс, а символом их стал простой образ — чистый лист бумаги формата А4. Поднятый над головой или прикрепленный к уличным указателям и памятникам, он приобрел роль визуального знака, в условиях цензуры молчаливо выражающего разочарование.

«Чистый лист говорит за безмолвных, — комментирует эту тенденцию арт-куратор из Китая, предпочитающий сохранить анонимность. — Выразительность белой бумаги — в отсутствии явного смысла, и, таким образом, документ без слов сам по себе становится средством сопротивления и узнаваемым кодом». В свою очередь, современная китайская художница Сяо Лу, чье произведение «Диалог» (1989) считается «выстрелом, с которого начались события на площади Тяньаньмэнь», говорит, что чистый лист «очевидно обретает экзистенциальное значение».

Роберт Риман. «Range». 1983. Фото: Robert Ryman/Artists Rights Society/The Israel Museum
Роберт Риман. «Range». 1983.
Фото: Robert Ryman/Artists Rights Society/The Israel Museum

Среди известных участников анонимных ноябрьских протестов — художник и гуру по имени Учитель Ли, который живет за границей, но активно делится с внешним миром видео, изображениями и историями из Китая в Twitter. «Чистый лист появился не благодаря искусству, а из крайне практической потребности в свободе слова, — говорит он. — Как вы знаете, в Китае мы не можем свободно высказываться, поэтому приходится прибегать к языку иносказаний, и в конце концов люди выбрали пустоту. Живопись начинается с чистого листа, и, хотя мы не можем увидеть эту пустоту невооруженным глазом, она существует в каждой картине — так что однажды невидимые символы на белой бумаге начнут проявляться все четче и четче».

Протесты с белыми листами начались после пожара 24 ноября 2022 года. Тогда в Урумчи — городе, где строгий карантин, как и в большей части региона Синьцзян, длился более 100 дней, — погибло не менее десятка человек. Предположительно, спасатели не смогли пробраться к жертвам из-за санитарных баррикад. Следующей ночью тысячи людей вышли на демонстрации в Урумчи; за ними последовали демонстрации в Шанхае, затем в Пекине и еще в ряде городов КНР. Начавшийся с почтения памяти погибших и требований отменить жесткие ковидные ограничения, которые привели к гибели людей, протест в итоге перерос в призывы к творческой и культурной свободе и даже к тому, чтобы Коммунистическая партия Китая сложила власть, а ее лидер Си Цзиньпин ушел в отставку.

Кири Далена. Из серии «Стертые лозунги» (2016), основанной на архивных изображениях протестов в Маниле в 1970-х годах во время правления диктатора Фердинанда  Маркоса. Фото: Art Basel
Кири Далена. Из серии «Стертые лозунги» (2016), основанной на архивных изображениях протестов в Маниле в 1970-х годах во время правления диктатора Фердинанда Маркоса.
Фото: Art Basel

Двадцать шестого ноября сотни жителей Шанхая, в основном молодежь, собрались в районе улицы Урумчи. Это один из главных арт-округов Шанхая, где находится более десятка художественных галерей и некоммерческих организаций, а также крупный театр и дизайнерские бутики, втиснутые в узкие живописные улочки. Протестанты оставляли цветы, свечи и белые листки бумаги на уличном указателе «Урумчи» и вокруг него.

В Сети поднялась волна протестного искусства. Сначала простой образ — руки, держащие чистый лист бумаги, потом политические карикатуры, высмеивающие исчезновение украшенных демонстрантами уличных указателей и хаотичное, внезапное смягчение ковидных ограничений со стороны властей. Одна городская статуя была так плотно оклеена листами бумаги — и пустыми, и с начертанными на них иероглифами «свобода», что стала напоминать белый костюм химзащиты, своеобразный символ пандемии.

Китайский художник-диссидент Ай Вэйвэй, поначалу игнорировавший эти митинги, накануне католического Рождества неожиданно появился в «Уголке ораторов» в Гайд-парке в Лондоне в колпаке Санта-Клауса. Он продавал белые простыни, а вырученные средства шли на поддержку беженцев. «Ай — большая шишка, и все, что он делает, вызывает интерес, — говорит анонимный куратор из Китая. — Сейчас сопротивление недостаточно сильное, но любое его усиление поможет миру осознать важность будущего, в котором китайский народ должен требовать политических реформ». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+