18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дмитрий Плавинский, создатель гравюр «советского ренессанса»

Дмитрий Плавинский. «Часовня». 1975. Литография. Некоторые свои мотивы художник варьировал не только в офортах, но и в других техниках. Фото: Музей AZ
Дмитрий Плавинский. «Часовня». 1975. Литография. Некоторые свои мотивы художник варьировал не только в офортах, но и в других техниках.
Фото: Музей AZ
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Давно понятно, что московский Музей AZ интересуется не только фигурой Анатолия Зверева. Недавно под эгидой музея вышла «Книга офортов» Дмитрия Плавинского, где собраны буквально все известные работы этого художника в сфере печатной графики

Художников-нонконформистов часто, хотя и довольно спорно, называют «вторым русским авангардом», намекая на их преемственность авангарду историческому. Один из них, Дмитрий Плавинский (1937–2012), придумал другую метафору — «советский ренессанс». Она не только описывает расцвет искусства в послесталинские годы, но и более точна по отношению к самому Плавинскому, который наследовал не супрематизму и кубофутуризму, а Альбрехту Дюреру, Мартину Шонгауэру и Леонардо да Винчи (эти имена встречаются в его записных книжках). Особенно зримо это проявляется в его гравюрах, сделанных филигранно, с ремесленным старанием художника эпохи Возрождения.

Дмитрий Плавинский. «Рыцарь». 1975. Фото: Музей AZ
Дмитрий Плавинский. «Рыцарь». 1975.
Фото: Музей AZ

То, как Плавинский оттачивал мастерство гравера, можно увидеть, листая «Книгу офортов», выпущенную Музеем AZ к выставке «Носороги на черепашьих бегах в Москве» — она была приурочена к 85-летию художника. В книге беспрецедентно полно представлен пласт его неживописного творчества — от линогравюр и монотипий конца 1950-х — начала 1960-х до относительно позднего «Носорога» (1987), выполненного вслед за Дюрером и вместившего в себя целое мироздание. Это вообще характерно для него: отразить большое в малом, поместить в росинку или чешуйку ощущение космической безграничности. Именно поэтому стоит отметить превосходное качество репродукций в книге: тончайшие штрихи и мельчайшие детали в них хорошо различимы.

Мария Плавинская. «Дмитрий Плавинский. Книга офортов». М.: Музей AZ, 2022. 248 с.: ил.
Мария Плавинская. «Дмитрий Плавинский. Книга офортов». М.: Музей AZ, 2022. 248 с.: ил.

В издании явлены два несхожих взгляда на творчество Плавинского-офортиста. Первый, более конвенциональный, дается в открывающей статье, автором которой выступил Олег Антонов, заведующий отделом графики ГМИИ им. А.С.Пушкина (кстати, именно в гравюрном кабинете Пушкинского музея художник постигал искусство гравюры, рассматривая оттиски Дюрера, Рембрандта, Гойи). Антонов доходчиво раскрывает ключевые темы, мотивы и аллюзии, которые возникают в работах Плавинского. Другой взгляд, где профессиональная отстраненность уступает место личному чувству, принадлежит Марии Плавинской, вдове художника, наблюдавшей собственными глазами рождение многих работ. Как духовная единомышленница мужа, она объясняет религиозно-философскую подоплеку офортов, как спутница жизни — делится любопытными эпизодами его биографии. Удивительна до содрогания, например, предыстория появления образа мумифицированной собаки, будто бы застывшей на бегу и воплощающей единство вечного и преходящего. Художник обнаружил мумию во время прогулки по колхозному полю и, пораженный изяществом ее формы, обернул одеялом и перевез на электричке в Москву, где повесил на стену в мастерской. Другая неожиданная находка Плавинского, рассохшаяся рыбацкая лодка на заснеженном берегу, переродилась в «Корабль викингов», а затем в «Пугало» (1976). Трансформацию образов, их переход из одной работы в другую удается проследить, углубляясь в книгу.

Дмитрий Плавинский. «Космический лист». 1975. Фото: Музей AZ
Дмитрий Плавинский. «Космический лист». 1975.
Фото: Музей AZ

Мария Плавинская подготовила ряд комментариев и девять эссе об избранных гравюрах, чтобы помочь читателю верно истолковать их. Что бывает непросто, ведь, как писал сам Плавинский, художник не раскрывает себя в своих произведениях, а, напротив, шифрует. Художественный замысел автора проступает в руинах церквей и древних городов, через прожилки листьев и просветы истлевших досок, сквозь нотный стан и церковнославянскую вязь. Археологию этого палимпсеста из впечатлений, учений и прозрений позволяют понять материалы, завершающие книгу: список путешествий художника, а также хронология жизни, составленная им самим.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+