18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От «Москвошвеи» до Славы Зайцева: выставка в Музее Москвы

Показ моделей одежды Вячеслава Зайцева в Общесоюзном доме моделей на Кузнецком мосту. 1965. Фото: Александр Степанов/МАММ
Показ моделей одежды Вячеслава Зайцева в Общесоюзном доме моделей на Кузнецком мосту. 1965.
Фото: Александр Степанов/МАММ
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Выставка рассказывает о проектировании одежды, модельерах и манекенщицах в СССР. Экспозиция приурочена к 100-летию основания московского Ателье мод, прообраза легендарного Дома моделей на Кузнецком, ставшего центром советской модной индустрии

Музей Москвы продолжает серию громких выставок, посвященных различным аспектам художественной и повседневной жизни города прошлого столетия. Вслед за проектами «Московская оттепель: 1953–1968» (2016–2017), «Ткани Москвы» (2019–2020) и «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» (2020–2021) музей подготовил экспозицию, которая рассказывает о советском эксперименте на стыке искусства и промышленности — проектировании одежды. В центре внимания выставки — история легендарного Общесоюзного дома моделей на Кузнецком Мосту, а также его прообразов.

Выставка «Дом моделей. Индустрия образов». Фото: Музей Москвы
Выставка «Дом моделей. Индустрия образов».
Фото: Музей Москвы

Выставка приурочена к 100-летию основания Ателье мод при тресте «Москвошвей» — первого теоретического и одновременно художественного центра моделирования одежды (1923–1925). Оно сыграло важную роль в становлении модной индустрии в СССР; именно здесь разрабатывали модели одежды для «нового человека». Продолжением этого социально-художественного эксперимента стал Дом моделей (1934–1938) треста «Мосбелье» на Сретенке. Наконец, в самом конце войны открылся Общесоюзный дом моделей на Кузнецком Мосту (1944–2003), который на несколько десятилетий стал синонимом советской моды. С ним была связана деятельность таких известных модельеров эпохи, как Вера Аралова, Анна Бланк, Нина Голикова, Вячеслав Зайцев, Татьяна Осмеркина, Наталья Орская. Каждый год здесь разрабатывали тысячи мужских, женских и детских коллекций швейных и меховых изделий и головных уборов, которые затем воспроизводили на фабриках по всей стране.

Художественно-технический совет в Зеленом зале Общесоюзного Дома моделей одежды. 1970-е. Фото: Частное собрание
Художественно-технический совет в Зеленом зале Общесоюзного Дома моделей одежды. 1970-е.
Фото: Частное собрание

На подиуме Дома моделей, а также на других площадках — в ГУМе, Доме кино, Колонном зале и даже за рубежом — блистали и первые отечественные манекенщицы: знойная «итальянская красотка» Регина Збарская, «советская Одри Хепбёрн» Лёка Миронова, русская «березка» Мила Романовская, «белокурая красавица» Валентина Яшина. К концу ­1950-х советские модельеры стали участвовать в международных выставках, а Збарскую французский журнал Paris Match назвал «самым красивым оружием Кремля». Так что в каком-то смысле мода тогда была делом государственной важности. Мировую славу Общесоюзному дому моделей принесло ярко-красное платье свободного кроя «Россия», спроектированное художницей Татьяной Осмеркиной (1967) и удостоенное золотой медали на выставке в Осаке (его реконструкция представлена на выставке).

Выставка «Дом моделей. Индустрия образов». Фото: Музей Москвы
Выставка «Дом моделей. Индустрия образов».
Фото: Музей Москвы

Показы Дома моделей были редким в советской Москве проявлением «красивой жизни», почти что светским мероприятием. Это хорошо, хотя и в сатирическом ключе, показано в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», где один из главных героев, Геша в исполнении блистательного Андрея Миронова, подрабатывает как раз моделью на модных показах. Манекенщицы появлялись в советском кино и до этого. Так, героиня фильма Эльдара Рязанова «Девушка без адреса» тоже участвует в дефиле Дома моделей. Там как раз показан советский вариант стиля new look: осиные талии, пышные юбки.

Выставка «Дом моделей. Индустрия образов». Фото: Музей Москвы
Выставка «Дом моделей. Индустрия образов».
Фото: Музей Москвы

Среди экспонатов — эскизы и проекты коллекций женской, мужской и детской одежды, многочисленные издания с выкройками, дающие представление об эволюции стиля, фотографии, теле- и видеохроника знаменитых показов. Выставка включает также материалы из семейных архивов художников и частных коллекций, в том числе картоны Владимира Фаворского для фасада Дома моделей на Сретенке, коллекцию модельера Лины Телегиной, поразившую Ива Сен-Лорана во время его приезда в Москву, ткани фабрики «Красная Роза», из которых шили модельеры, вечернее платье Вячеслава Зайцева для Аллы Пугачевой.  

Музей Москвы
«Дом моделей. Индустрия образов»
До 2 июля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+