18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Чиним старые книги в местах их регионального скопления

Порядка четверти библиотечного фонда страны нуждается в консервации или реставрации разной степени сложности. Фото: РГБ
Порядка четверти библиотечного фонда страны нуждается в консервации или реставрации разной степени сложности.
Фото: РГБ
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Центры консервации и реставрации библиотечных фондов, открывшиеся недавно в Нижнем Новгороде и Рязани, стали первыми ласточками сетевого федерального проекта. В общей сложности планируется создать четыре десятка подобных учреждений

Потребность в подобных центрах стала понятна после Всероссийского мониторинга состояния библиотечных фондов, который Российская государственная библиотека провела в 2020 году. Специалисты РГБ исследовали 252 учреждения (районные, сельские, детские библиотеки, библиотеки для слепых) и установили, что совокупный библиотечный фонд страны составляет 280 млн единиц хранения. Порядка четверти этого фонда нуждается в консервации или реставрации разной степени сложности, а ресурсами для такой работы располагают считаные организации. Всего в библиотечной системе РФ работает 410 реставраторов, из них 40 — в РГБ. Профильное образование имеют меньше половины библиотечных реставраторов. Все эти цифры приводил в своем выступлении на открытии Регионального центра консервации и реставрации (РЦКР) в Рязани начальник управления обеспечения сохранности фондов РГБ Александр Сошнин.

Восстановление полиграфической продукции требует особых навыков. Российская государственная библиотека стремится собрать их носителей в новых региональных центрах. Фото: РГБ
Восстановление полиграфической продукции требует особых навыков. Российская государственная библиотека стремится собрать их носителей в новых региональных центрах.
Фото: РГБ

Первые центры, в Нижнем Новгороде и Рязани, появились почти одновременно в декабре 2022 года. А всего до конца 2030 года в стране планируется открыть 40 подобных учреждений.

Цель системы РЦКР — реставрировать библиотечные фонды на местах, а для этого, во-первых, оснастить региональные библиотеки необходимым современным оборудованием и материалами. В состав каждого центра входят реставрационная и переплетная мастерские, лаборатория, мастерская стабилизации, отдел микрофильмирования и учебно-методический комплекс. И во-вторых, подготовить квалифицированные кадры. В 2022 году РГБ провела переподготовку 14 реставраторов. В рязанском РЦКР первым специалистом, получившим аттестацию Минкультуры и третью категорию художника-реставратора, стала Наталья Волкова.

Реставрационные центры будут функционировать по единым стандартам, методикам и техникам, разработанным специалистами в Москве. Даже фирменный стиль у всех центров будет одинаков. Реставраторов подготовят централизованно и таким же образом проведут их аттестацию. При этом будет вестись учет и контроль проделанной ими работы, примерный план которой уже известен: за год надо отреставрировать не менее 90 документов, сделать не менее 1,1 тыс. массовых библиотечных переплетов, подготовить не менее 1,5 тыс. микроклиматических контейнеров для фазовой консервации.

В состав каждого центра входят реставрационная и переплетная мастерские, лаборатория, мастерская стабилизации, отдел микрофильмирования и учебно-методический комплекс. Фото: РГБ
В состав каждого центра входят реставрационная и переплетная мастерские, лаборатория, мастерская стабилизации, отдел микрофильмирования и учебно-методический комплекс.
Фото: РГБ

В Рязанской области, например, около 3,5 тыс. документов, хранящихся в библиотеках, музеях и архивах, нуждаются в реставрационных работах, 50 тыс. — в массовом переплете, еще 50 тыс. — в особых микроклиматических условиях и специальной обработке. Так что пяти специалистам, составляющим сегодня штат рязанского РЦКР, хватит работы на годы вперед. Сотрудники таких центров полны энтузиазма. Благодаря новому оборудованию они могут работать не только с документами стандартных размеров, но и с крупноформатными афишами, плакатами и газетами, за считаные минуты изготавливать на плоттере короба любой конструкции и размеров. Инкапсулятор позволит заключать документы в защитные конверты из полиэфирной пленки, специальный вакуумный стол обеспечит фиксацию документов в процессе промывки, укрепления, выравнивания и сушки.

В результате библиотечный фонд станет более доступен. В отдаленной перспективе эти действия поднимут статус библиотек, расширят их функционал и целевую аудиторию. Система также позволит проводить наукоемкие прикладные исследования в интересах всей сети РЦКР, заняться комплексной научной реставрацией в том числе исключительных книжных памятников.

Многие документы, хранящихся в библиотеках, музеях и архивах, нуждаются в реставрационных работах, особых микроклиматических условиях и специальной обработке. Фото: РГБ
Многие документы, хранящихся в библиотеках, музеях и архивах, нуждаются в реставрационных работах, особых микроклиматических условиях и специальной обработке.
Фото: РГБ

Осенью 2022 года РГБ начала прием заявок от библиотек на включение в проект в 2023 году. Ключевым условием участия в этой программе является поддержка местных властей. Они должны предоставить помещение площадью не менее 100 кв. м и взять на себя расходы по его ремонту. Например, в Рязани для запуска пилотного РЦКР пришлось не только оперативно, в течение четырех месяцев, отремонтировать помещение, но и вложиться в строительство газовой котельной и благоустройство территории.

Потенциальным участникам программы уже разослали приглашения и анкеты. Среди тех, кто откликнется, выявят самых серьезных, после чего их кандидатуры утвердит Министерство культуры РФ. 

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
5
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
6
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
7
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+