18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Главном штабе началась большая реэкспозиция

Изменение развески работ постоянной экспозиции Главного штаба Эрмитажа. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Изменение развески работ постоянной экспозиции Главного штаба Эрмитажа.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

В постоянной экспозиции четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа происходят перемены. Это связано с возвращением из выставочного турне произведений из коллекции Щукина и Морозова, которые теперь хотят представить максимально выигрышно

Начались и будут до конца года происходить серьезные изменения в развеске работ в эрмитажных залах восточного крыла Главного штаба, посвященных западноевропейскому искусству второй половины XIX — начала XX века, в том числе и в галерее Щукина — Морозова. Это, по мнению специалистов, позволит восстановить историческую логику, гармонизировать экспозицию, сделать ее более яркой и привлекательной для посетителей.

Постоянная экспозиция Главного штаба Эрмитажа. Фото: Наталья Шкуренок
Постоянная экспозиция Главного штаба Эрмитажа.
Фото: Наталья Шкуренок

Здания вокруг Дворцовой площади, от Зимнего дворца до Главного штаба, которые занимает сейчас Государственный Эрмитаж, строились совсем не для музейных нужд, что на протяжении всей истории крупнейшего российского музея создавало немало проблем для экспонирования шедевров мировой живописи и скульптуры. Некоторые предметы, как, например, многометровые полотна Пьера Боннара, физически не помещались в залах третьего этажа Зимнего дворца, где была представлена живопись конца XIX — начала XX века до переезда ее в Восточное крыло Главного штаба.

Переезд произошел почти десять лет назад, и, чтобы окончательно освоить эти новые для Эрмитажа пространства, специально переоборудованные под музейные нужды, потребовалось много лет — все это время залы и экспонаты приспосабливались друг к другу.

Перенос полотна в экспозицию Главного штаба Эрмитажа. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Перенос полотна в экспозицию Главного штаба Эрмитажа.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

«Обживать Главный штаб было непросто, поскольку его интерьеры кардинально отличаются от простой и ясной планировки третьего этажа Зимнего дворца, — рассказал нам Михаил Дединкин, заместитель заведующего отделом западноевропейской живописи. — Кроме того, экспонатам всегда нужно сначала „завоевать“ территорию, „привыкнуть“ к новым стенам. В 2014 году, когда формировалась нынешняя экспозиция Главного штаба, мы сделали максимум того, что могли тогда. Но на тот момент у нас не было опыта работы в этих помещениях, что очень важно для оптимальной развески. Сейчас этот опыт появился».

Реконструкция и приспособление Восточного крыла Главного штаба под музейную коллекцию завершились осенью 2013 года, до конца 2014 года предметы переезжали из Зимнего дворца в новые помещения, окончательный на тот момент вариант экспозиции сложился только к лету 2015 года. С тех пор в Штабе не было больших экспозиционных движений.

Постоянная экспозиция четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Постоянная экспозиция четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Но с сентября 2016 года до октября 2022-го начались и шли грандиозные гастроли экспонатов из коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова — серия выставок в парижском фонде Louis Vuitton, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Эрмитаже (проект был отмечен в этом году специальной премией The Art Newspaper Russia). За то время, пока экспонаты побывали в Париже, а потом гостили друг у друга, эрмитажные искусствоведы пришли к окончательному решению, как должна быть представлена коллекция искусства второй половины XIX — начала XX века в пространстве четвертого этажа Главного штаба. И с конца 2022 года на четвертом этаже начались «большие маневры» — новая развеска экспонатов.

Нынешний вариант развески сохранит основные принципы первоначального: хронологический порядок представления мастеров и направлений, монографические залы, каждый из которых, насколько это позволяют фонды, посвящен одному художнику или творческой группе. Новая развеска, по замыслу специалистов, позволит максимально восстановить историческую логику — например, в первоначальном варианте Барбизонская школа была спрятана в глубине экспозиции, теперь она ее открывает. В залах, расположенных параллельно коллекции Щукина и Морозова, представлены художники парижского Салона — к тем картинам, что были тут и раньше, добавят еще ряд произведений.

Постоянная экспозиция четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Постоянная экспозиция четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

«В новом варианте развески мы существенно увеличиваем количество работ, — говорит Михаил Дединкин. — И постараемся расположить все так, чтобы зрителям было понятно, как происходила революция во французском и европейском искусстве второй половины XIX века. Здесь очень важна последовательность, и коллекция Эрмитажа позволяет ее проследить практически на всех этапах эффектно и выразительно».

Смысловой центр экспозиции четвертого этажа Главного штаба — галерея Щукина и Морозова — занимает значительную часть внешней, парадной анфилады залов с окнами на Дворцовую площадь. Композиция этих залов во многом сложилась, но и ее ожидают некоторые перемены. Например, пространство вокруг залов с работами Анри Матисса займут другие фовисты. Кроме того, изменится последовательность: немецкое искусство окажется по соседству с залом Кандинского, рядом с залами французского и немецкого искусства расположится раздел символизма. Одну из стен зала итальянской живописи займет гигантская, очень эффектная картина Ренато Гуттузо «Толпа» — она давно не выставлялась, сейчас ее возвращают в постоянную экспозицию.

Постоянная экспозиция четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Постоянная экспозиция четвертого этажа Главного штаба Эрмитажа.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Будет расширен состав работ зала скандинавской живописи: в нем появятся экспонаты, которые существенно дополнят представление о северных мастерах модерна и символизма. А вот висящая сейчас в этом зале картина Лаурица Регнера Туксена «Венчание императора Николая II и великой княгини Александры Федоровны» переедет в домовую церковь Зимнего дворца, где и происходило венчание.

В длинном затемненном коридоре, идущем параллельно парадной анфиладе, будет представлена графика. Завершит коридор масштабная скульптура Минервы работы Матюрена Моро. Из этого коридора можно пройти в зал Родена, где стоят несколько его работ. Но если сейчас французской скульптуре отведен лишь один зал, то в новом варианте экспозиции появится целая анфилада с работами французских скульпторов второй половины XIX — начала XX века.

В каждом из залов будет представлена подробная экспликация, в будущем есть планы издать путеводитель по всем залам Главного штаба. Завершить новую развеску экспонатов четвертого этажа предполагается к концу этого года.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
7
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+