18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русское искусство через призму жанрового многообразия

Станислав Жуковский. «Красная гостиная». 1939. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Станислав Жуковский. «Красная гостиная». 1939.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Третьяковская галерея приглашает совершить путешествие из мира виртуального в реальное измерение, увидеть хиты собрания рядом с неизвестными шедеврами из фондов музея и поспособствовать пополнению коллекции

Выставка «Увидеть неизвестное» стала логичным продолжением идеи «Моей Tретьяковки» — просветительской интернет-площадки, предоставляющей всем заинтересованным доступ к коллекции музея и истории произведений. Она возникла в 2021 году в качестве виртуальной инициативы во время пандемии, ее основные цели заключались в привлечении меценатов и оцифровке архивов музея.

Первая часть нового выставочного проекта — «Моя Tретьяковка. Из виртуального в реальное» — завершилась в феврале нынешнего года. В отличие от традиционного подхода, когда виртуальные выставки создаются по мотивам реальных, в данном случае был выбран обратный путь, что предоставило поле для эксперимента.

Иван Николаев. «Голова». 1974-1975. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Николаев. «Голова». 1974-1975.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Вторая часть — «Увидеть неизвестное. Живопись и скульптура XVII–XXI веков из фондов Tретьяковской галереи» — дает посетителям музея возможность посмотреть в залах, а не на страницах сайта на работы известных художников, которые обычно хранятся в запасниках. Из 120 произведений, представленных на выставке, только 15 входят в постоянную экспозицию, остальные лишь иногда участвуют во временных показах.

Картины и скульптуры сгруппированы по жанрам и по замыслу кураторов Нины Дивовой и Анны Чуркиной объединены в пары и тройки, которые открывают интересные возможности для сопоставления. Созданные в разные эпохи, они демонстрируют подчас сходство пластических или цветовых решений, а также сюжетную общность. Например, «Сенокос» Алексея Венецианова и «Сенокос» Наталии Гончаровой. Среди других интересных пар — работы Федора Алексеева и Василия Кандинского, Карла Бодри и Аристарха Лентулова.

Михаил Рогинский. «Коммунальная кухня». 1992. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Михаил Рогинский. «Коммунальная кухня». 1992.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Также на выставке можно увидеть детские портреты Дмитрия Левицкого, Василия Перова, Витольда Бялыницкого-Бирули, праздничные гулянья на картинах Константина Маковского и Александра Шевченко, исторические полотна Андрея Рябушкина и Григория Седова, интерьеры Константина Истомина, Николая Андронова, Иллариона Голицына и Михаила Рогинского, а также остросоциальные сюжеты, созданные Гелием Коржевым и Ириной Шевандроновой во второй половине ХХ века.

На выставке впервые представлена картина «Мужчина с тростью» эмигранта первой волны Сержа Иванова, по поводу которой сейчас идут переговоры о ее приобретении Третьяковской галереей. Как и в онлайн-проекте «Моя Tретьяковка», посетители выставки могут выступить в роли жертвователей, сделав свой вклад в сбор средств на покупку этого произведения.

Алексей Сотников. «Дед Мазай и зайцы». 1970. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Сотников. «Дед Мазай и зайцы». 1970.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Что касается скульптур, то тут собраны работы художников с XVIII до ХХ века — от академиста Федота Шубина до модерниста Игоря Шелковского. Среди редко выставляемых экспонатов — новаторские фарфоровые работы Алексея Сотникова, удостоенные многочисленных международных премий в 1930–1950-е годы.

Новая Третьяковка
«Увидеть неизвестное. Живопись и скульптура XVII–XXI веков из фондов Третьяковской галереи»
До 13 августа

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+