18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русское искусство через призму жанрового многообразия

Станислав Жуковский. «Красная гостиная». 1939. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Станислав Жуковский. «Красная гостиная». 1939.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Третьяковская галерея приглашает совершить путешествие из мира виртуального в реальное измерение, увидеть хиты собрания рядом с неизвестными шедеврами из фондов музея и поспособствовать пополнению коллекции

Выставка «Увидеть неизвестное» стала логичным продолжением идеи «Моей Tретьяковки» — просветительской интернет-площадки, предоставляющей всем заинтересованным доступ к коллекции музея и истории произведений. Она возникла в 2021 году в качестве виртуальной инициативы во время пандемии, ее основные цели заключались в привлечении меценатов и оцифровке архивов музея.

Первая часть нового выставочного проекта — «Моя Tретьяковка. Из виртуального в реальное» — завершилась в феврале нынешнего года. В отличие от традиционного подхода, когда виртуальные выставки создаются по мотивам реальных, в данном случае был выбран обратный путь, что предоставило поле для эксперимента.

Иван Николаев. «Голова». 1974-1975. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Николаев. «Голова». 1974-1975.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Вторая часть — «Увидеть неизвестное. Живопись и скульптура XVII–XXI веков из фондов Tретьяковской галереи» — дает посетителям музея возможность посмотреть в залах, а не на страницах сайта на работы известных художников, которые обычно хранятся в запасниках. Из 120 произведений, представленных на выставке, только 15 входят в постоянную экспозицию, остальные лишь иногда участвуют во временных показах.

Картины и скульптуры сгруппированы по жанрам и по замыслу кураторов Нины Дивовой и Анны Чуркиной объединены в пары и тройки, которые открывают интересные возможности для сопоставления. Созданные в разные эпохи, они демонстрируют подчас сходство пластических или цветовых решений, а также сюжетную общность. Например, «Сенокос» Алексея Венецианова и «Сенокос» Наталии Гончаровой. Среди других интересных пар — работы Федора Алексеева и Василия Кандинского, Карла Бодри и Аристарха Лентулова.

Михаил Рогинский. «Коммунальная кухня». 1992. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Михаил Рогинский. «Коммунальная кухня». 1992.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Также на выставке можно увидеть детские портреты Дмитрия Левицкого, Василия Перова, Витольда Бялыницкого-Бирули, праздничные гулянья на картинах Константина Маковского и Александра Шевченко, исторические полотна Андрея Рябушкина и Григория Седова, интерьеры Константина Истомина, Николая Андронова, Иллариона Голицына и Михаила Рогинского, а также остросоциальные сюжеты, созданные Гелием Коржевым и Ириной Шевандроновой во второй половине ХХ века.

На выставке впервые представлена картина «Мужчина с тростью» эмигранта первой волны Сержа Иванова, по поводу которой сейчас идут переговоры о ее приобретении Третьяковской галереей. Как и в онлайн-проекте «Моя Tретьяковка», посетители выставки могут выступить в роли жертвователей, сделав свой вклад в сбор средств на покупку этого произведения.

Алексей Сотников. «Дед Мазай и зайцы». 1970. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Сотников. «Дед Мазай и зайцы». 1970.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Что касается скульптур, то тут собраны работы художников с XVIII до ХХ века — от академиста Федота Шубина до модерниста Игоря Шелковского. Среди редко выставляемых экспонатов — новаторские фарфоровые работы Алексея Сотникова, удостоенные многочисленных международных премий в 1930–1950-е годы.

Новая Третьяковка
«Увидеть неизвестное. Живопись и скульптура XVII–XXI веков из фондов Третьяковской галереи»
До 13 августа

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+