18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Режим Бенито Муссолини впервые музеефицируют

В музее будут представлены фотографии фашистской эпохи и памятные вещи, такие как фотография мальчика, одетого в фашистскую форму и представляющая идею образования, выдвинутую режимом. Фото: Centro Studi Rsi
В музее будут представлены фотографии фашистской эпохи и памятные вещи, такие как фотография мальчика, одетого в фашистскую форму и представляющая идею образования, выдвинутую режимом.
Фото: Centro Studi Rsi
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Кураторы новой институции в городе Сало уверяют, что она не будет «ни демонизировать, ни защищать» тоталитарный режим в Италии. Однако представители антифашистских организаций не скрывают подозрений насчет того, что речь может идти о явной ностальгии

В живописном городке Сало на севере Италии нынешней осенью планируют открыть первый в стране музей фашизма. Его кураторы Роберто Кьярини, Елена Пала и Джузеппе Парлато заявляют, что экспонаты прольют больше света на неоднозначный период итальянской истории. Правда, местные антифашисты утверждают, что музей поддерживает влиятельный поклонник дуче, и предупреждают, что институция может стать «Меккой для ностальгирующих по тоталитарному режиму».

Задуман проект как «Музей Итальянской Социальной Республики». Название отсылает к марионеточному государству на оккупированной Германией территории Северной Италии, которым Бенито Муссолини (1883–1945) управлял из Сало на протяжении полутора лет, с сентября 1943 года. За это время из страны были депортированы тысячи евреев; фашисты в союзе с немецкими нацистами вели гражданскую войну с партизанами, а дезертиры устраивали беспорядки на улицах. В итоге дуче был пойман при попытке побега через швейцарскую границу и казнен в апреле 1945-го. Его могилу в городке Предаппио ежегодно посещают неофашисты — их привозят туда автобусами.

Экспозиция музея будет посвящена нацистской оккупации Италии, а также подпольному движению Сопротивления. Предполагается, что экспонатами станут вырезки из газет, фотографии, фрагменты кинохроники, письма, личные вещи граждан ИСР. Посетители смогут больше узнать о республике с помощью интерактивной карты и даже побывать в реконструированном бомбоубежище той эпохи. Музей площадью 220 кв. м займет целый этаж уже действующего Музея Сало (MuSa). На новый проект выделено €235 тыс., из которых €100 тыс. получены от властей Ломбардии, еще €30 тыс. внесла администрация города Сало. Остальные средства поступили от частных лиц, имена которых не раскрываются.

Выставка  «Молодежь при фашизме. Образовательный проект диктатора», проходившая в Музее Сало (MuSa). Фото: MuSa
Выставка «Молодежь при фашизме. Образовательный проект диктатора», проходившая в Музее Сало (MuSa).
Фото: MuSa

«Фашизм стал причиной раскола в нашем обществе, который ощущается до сих пор», — говорит один из кураторов институции Роберто Кьярини, руководитель исследовательского центра, занимающегося историей ИСР. Лиза Червиньи, директор Музея Сало, уверена, что историю фашизма нужно изучать беспристрастно. «Мы не заинтересованы ни в демонизации, ни в защите той эпохи», — подчеркивает она.

Предложения по созданию в Италии музея фашизма возникали и прежде — например, в том самом городе Предаппио, где покоится прах Муссолини, и даже в Риме. Тем не менее оба эти проекта были отложены в 2020 году. Мэр итальянской столицы вообще тогда утверждал, что «Рим — антифашистский город».

Раньше в Музее Сало уже демонстрировалась небольшая постоянная экспозиция об Итальянской Социальной Республике, а также проходили временные выставки, посвященные фашистскому наследию. Одна из них, «Культ дуче», открывшаяся в 2016 году, исследовала феномен поклонения Муссолини. Выставка вызвала волну протестов и демонстраций у стен музея. И сейчас представители Национальной ассоциации итальянских партизан (ANPI) и антифашистской благотворительной организации Brigate Fiamme Verdi беспокоятся, что будущий музей в Сало станет местом паломничества неофашистов, если «не сможет должным образом осветить последствия фашизма в Республике Сало».

Выставка  «Молодежь при фашизме. Образовательный проект диктатора», проходившая в Музее Сало (MuSa). Фото: MuSa
Выставка «Молодежь при фашизме. Образовательный проект диктатора», проходившая в Музее Сало (MuSa).
Фото: MuSa

Лучо Педрони, глава филиала ANPI в Брешии, подчеркивает, что организация не против музея в Сало. Однако он уверен в том, что необходимо уделять гораздо больше внимания злодеяниям тоталитарного режима. Педрони предупреждает: часть экспонатов наверняка передадут в дар местные жители, ностальгирующие по фашизму. По его словам, один из основных спонсоров музея — Марко Бонометти, влиятельный бизнесмен, которого газеты часто называют поклонником Муссолини. Он также является вице-президентом фонда Opera Pia Carità Laicale, которому принадлежит здание MuSa.

Лиза Червиньи не стала подтверждать или опровергать информацию о том, что Бонометти спонсирует новый музей. Однако Джанпаоло Комини, член правления MuSa и участник ANPI, утверждает, что Бонометти — единственный частный спонсор музея. Описывая его как «щедрого мецената» MuSa, Комини говорит, что бизнесмен заинтересован в проекте по двум причинам. Во-первых, это может увеличить число посетителей городского музея, а во-вторых, он «симпатизирует» фашистской эпохе. Сам Марко Бонометти от комментариев отказался. 

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
5
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+