18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нэнси Холт, яркое светило в небе над ленд-артом

Один из «Солнечных туннелей», которые нэнси Холт установила в 1976 г. в Пустыне Большого Бассейна. Фото: Holt/Smithson Foundation
Один из «Солнечных туннелей», которые нэнси Холт установила в 1976 г. в Пустыне Большого Бассейна.
Фото: Holt/Smithson Foundation
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Эту американскую художницу всегда знали, но долгое время явно недооценивали. Авторы коллективного труда «Нэнси Холт / Изнутри и снаружи» уверены, что тут не обошлось без мужского шовинизма, свойственного даже свободолюбивым 1960-м и 1970-м.

Американская художница Нэнси Холт (1938–2014) незадолго до смерти учредила в Нью-Йорке Фонд Холт — Смитсона для продвижения и собственного творчества, и наследия тогда уже покойного Роберта Смитсона (1938–1973). Этот фонд стоит и за недавно вышедшей книгой «Нэнси Холт / Изнутри и снаружи», приуроченной к одноименной выставке, которая прошла в Музее искусств Университета Умео в Швеции и теперь отправилась в Музей современного искусства в Барселоне.

Lisa Le Feuvre, Katarina Pierre. «Nancy Holt/Inside Outside». Monacelli Press. 224 с.: цв. и ч/б ил. $50, £35. На английском языке
Lisa Le Feuvre, Katarina Pierre. «Nancy Holt/Inside Outside». Monacelli Press. 224 с.: цв. и ч/б ил. $50, £35. На английском языке

Впрочем, книга не связана с выставкой как таковой, а является отдельным изданием. Как объясняет во введении Лиза Ле Февр, исполнительный директор фонда, она «представляет собой исследование тех пяти десятилетий, когда Холт изучала наши попытки найти свое место на поверхности нашей планеты». А еще книга нацелена на укрепление репутации художницы как одной из ключевых фигур и для ленд-арта, и для концептуального искусства (среди ее друзей и близких коллег по цеху были Карл Андре, Ева Гессе, Джоан Джонас, Сол Левитт, Ричард Серра). Правда, на протяжении многих лет Холт пользовалась меньшим вниманием, чем окружавшие ее художники-мужчины, включая Смитсона, за которого она вышла замуж в 1963 году.

Нэнси Холт и Роберт Смитсон в своем лофте на Гринвич-стрит, Нью-Йорк. 1970. Фото: Gianfranco Gorgoni/Holt/Smithson Foundation
Нэнси Холт и Роберт Смитсон в своем лофте на Гринвич-стрит, Нью-Йорк. 1970.
Фото: Gianfranco Gorgoni/Holt/Smithson Foundation

В 1973-м муж Нэнси Холт погиб в авиакатастрофе, когда они вместе отправились на маленьком самолете инспектировать ход работы над ленд-арт-объектом «Амарилло Рэмп». Это произведение художница завершила уже одна, попутно сняв документальный фильм. В следующем году она приобрела землю для «Солнечных туннелей» после проведения экспериментов с моделями на крыше своей студии в Нью-Йорке. Именно благодаря этой монументальной инсталляции в Пустыне Большого Бассейна в штате Юта Холт получила громкую известность.

Нэнси Халт. «Система вентиляции». 1985-1992. Инсталляция в Bildmuseet, Умео, Швеция. 2022. Фото:  Mikael Lundgren/Holt/Smithson Foundation
Нэнси Халт. «Система вентиляции». 1985-1992. Инсталляция в Bildmuseet, Умео, Швеция. 2022.
Фото: Mikael Lundgren/Holt/Smithson Foundation

«Солнечные туннели» стали предметом исследования в эссе Джеймса Нисбета, доцента Калифорнийского университета в Ирвайне. Автор указывает на неизменную роль туннелей и в других художественных работах Холт. Впрочем, в издании отмечена важность всего ее творчества, причем особое внимание уделено «бетонной поэзии», о которой идет речь в эссе куратора и писателя Карен Ди Франко. В книгу также вошла беседа между ее редакторами Лизой Ле Февр и Катариной Пьер, директором музея в Умео, с акцентом на работе Холт в привязке ко времени, месту и культурной актуальности. Однако главными текстами здесь стали четыре коротких эссе, написанные художницей между 1975 и 1993 годами. Они говорят о ее мышлении и творчестве больше, чем любые другие материалы.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+