18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нэнси Холт, яркое светило в небе над ленд-артом

Один из «Солнечных туннелей», которые нэнси Холт установила в 1976 г. в Пустыне Большого Бассейна. Фото: Holt/Smithson Foundation
Один из «Солнечных туннелей», которые нэнси Холт установила в 1976 г. в Пустыне Большого Бассейна.
Фото: Holt/Smithson Foundation
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Эту американскую художницу всегда знали, но долгое время явно недооценивали. Авторы коллективного труда «Нэнси Холт / Изнутри и снаружи» уверены, что тут не обошлось без мужского шовинизма, свойственного даже свободолюбивым 1960-м и 1970-м.

Американская художница Нэнси Холт (1938–2014) незадолго до смерти учредила в Нью-Йорке Фонд Холт — Смитсона для продвижения и собственного творчества, и наследия тогда уже покойного Роберта Смитсона (1938–1973). Этот фонд стоит и за недавно вышедшей книгой «Нэнси Холт / Изнутри и снаружи», приуроченной к одноименной выставке, которая прошла в Музее искусств Университета Умео в Швеции и теперь отправилась в Музей современного искусства в Барселоне.

Lisa Le Feuvre, Katarina Pierre. «Nancy Holt/Inside Outside». Monacelli Press. 224 с.: цв. и ч/б ил. $50, £35. На английском языке
Lisa Le Feuvre, Katarina Pierre. «Nancy Holt/Inside Outside». Monacelli Press. 224 с.: цв. и ч/б ил. $50, £35. На английском языке

Впрочем, книга не связана с выставкой как таковой, а является отдельным изданием. Как объясняет во введении Лиза Ле Февр, исполнительный директор фонда, она «представляет собой исследование тех пяти десятилетий, когда Холт изучала наши попытки найти свое место на поверхности нашей планеты». А еще книга нацелена на укрепление репутации художницы как одной из ключевых фигур и для ленд-арта, и для концептуального искусства (среди ее друзей и близких коллег по цеху были Карл Андре, Ева Гессе, Джоан Джонас, Сол Левитт, Ричард Серра). Правда, на протяжении многих лет Холт пользовалась меньшим вниманием, чем окружавшие ее художники-мужчины, включая Смитсона, за которого она вышла замуж в 1963 году.

Нэнси Холт и Роберт Смитсон в своем лофте на Гринвич-стрит, Нью-Йорк. 1970. Фото: Gianfranco Gorgoni/Holt/Smithson Foundation
Нэнси Холт и Роберт Смитсон в своем лофте на Гринвич-стрит, Нью-Йорк. 1970.
Фото: Gianfranco Gorgoni/Holt/Smithson Foundation

В 1973-м муж Нэнси Холт погиб в авиакатастрофе, когда они вместе отправились на маленьком самолете инспектировать ход работы над ленд-арт-объектом «Амарилло Рэмп». Это произведение художница завершила уже одна, попутно сняв документальный фильм. В следующем году она приобрела землю для «Солнечных туннелей» после проведения экспериментов с моделями на крыше своей студии в Нью-Йорке. Именно благодаря этой монументальной инсталляции в Пустыне Большого Бассейна в штате Юта Холт получила громкую известность.

Нэнси Халт. «Система вентиляции». 1985-1992. Инсталляция в Bildmuseet, Умео, Швеция. 2022. Фото:  Mikael Lundgren/Holt/Smithson Foundation
Нэнси Халт. «Система вентиляции». 1985-1992. Инсталляция в Bildmuseet, Умео, Швеция. 2022.
Фото: Mikael Lundgren/Holt/Smithson Foundation

«Солнечные туннели» стали предметом исследования в эссе Джеймса Нисбета, доцента Калифорнийского университета в Ирвайне. Автор указывает на неизменную роль туннелей и в других художественных работах Холт. Впрочем, в издании отмечена важность всего ее творчества, причем особое внимание уделено «бетонной поэзии», о которой идет речь в эссе куратора и писателя Карен Ди Франко. В книгу также вошла беседа между ее редакторами Лизой Ле Февр и Катариной Пьер, директором музея в Умео, с акцентом на работе Холт в привязке ко времени, месту и культурной актуальности. Однако главными текстами здесь стали четыре коротких эссе, написанные художницей между 1975 и 1993 годами. Они говорят о ее мышлении и творчестве больше, чем любые другие материалы.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+