18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стрит-арт на вечном хранении

Пространство «Стрит-арт хранение». Фото: Варвара Топленникова
Пространство «Стрит-арт хранение».
Фото: Варвара Топленникова

В Петербурге на территории «Севкабель порта» открылось «Стрит-арт хранение», где собирают, изучают и показывают уличное искусство

Пространство «Стрит-арт хранение» (САХ), объединяющее в себе функции коллекционирования, хранения, экспонирования, изучения и популяризации уличного искусства, открылось в «Севкабель порте». По замыслу его создателей и инвесторов — Inloco Initiative и Института исследования стрит-арта, «Стрит-арт хранение» станет институцией нового формата, публичной площадкой, на которой посетители смогут познакомиться с коллекцией, приобрести малотиражные работы и сувениры. А исследователи и все, кто интересуется этим направлением актуального искусства, получат возможность изучить фонды «Стрит-арт хранения» и его библиотеку.

Пространство «Стрит-арт хранение». Фото: Варвара Топленникова
Пространство «Стрит-арт хранение».
Фото: Варвара Топленникова

Сравнительно небольшое (около 90 кв. м) пространство на Кожевенной линии, 40е, организовано по принципу открытого хранения, потенциально здесь можно разместить более 500 работ. Всего коллекция Института исследования стрит-арта на сегодняшний день включает в себя 350 предметов, но собрание постоянно пополняется. Посетители в составе организованных экскурсий смогут познакомиться с коллекцией, послушать лекции и принять участие в дискуссиях. А коллекционеры смогут приобрести понравившиеся предметы.

Сейчас в новом пространстве собрано около 250 работ уличных художников, или, как говорят его создатели, художников с уличным бэкграундом. Институт собирает работы не только тех авторов, кто в данный момент творит на улице ради собственного удовольствия, но и тех, кто работает в галереях, в паблик-арте. Поэтому в коллекции представлены живопись, графика, тиражная графика, скульптура, ассамбляжи, фотографии.

Пространство «Стрит-арт хранение». Фото: Варвара Топленникова
Пространство «Стрит-арт хранение».
Фото: Варвара Топленникова

«На вопрос „Вы что, уносите с улиц куски стен или заборов, как поклонники Бэнкси выламывают фрагменты стен с его работами, а потом продаете?“ мы отвечаем, что вандализмом не занимаемся и всегда стараемся получить согласие автора», — рассказала нам Алина Зоря, искусствовед, директор проекта «Стрит-арт хранение». «Сейчас большинство уличных художников работает по такой схеме: они делают фотофиксацию своих уличных работ или используют найденные на улице различные предметы — куски заборов или бетона — для выполнения работ в студии. Фактически художники создают студийные работы, не переставая творить на улице. Нам интересно, как развивается художник, и даже если он сейчас перестал работать на улице, а сконцентрировался на работе для галерей, делает инсталляции, он не перестает быть актуальным для нас», — продолжает она.

Сергей Хеато. «Че зыришь?». 2021. Фото: САХ
Сергей Хеато. «Че зыришь?». 2021.
Фото: САХ

В «Стрит-арт хранении» созданы условия, приближенные к музейным стандартам, — здесь поддерживают оптимальный температурно-влажностный и световой режим. Все пространство разделено на несколько функциональных зон. Значительную площадь занимают шкафы и стеллажи для хранения живописи, графики, фотографий, скульптуры, организованные по территориальному принципу: работы авторов из одного города или региона хранятся в одном шкафу. Часть предметов, как временная экспозиция, размещена на стенах и полу. Организаторы планируют обновлять ее каждый квартал.

Книги из формирующейся библиотеки занимают пока скромные полки в межоконном пространстве. Но институт активно закупает издания о стрит-арте, паблик-арте, о монументальном искусстве и в России, и за рубежом. По мысли создателей, на базе «Стрит-арт хранения» планируется создать уникальную для Петербурга библиотеку по теме уличного искусства, которая поможет будущим искусствоведам и всем исследователям в подготовке научных работ. Искусствоведы также получат здесь доступ в КАМИС (комплексная автоматизированная музейная информационная система), куда уже загружена коллекция Института исследования стрит-арта и представленные в пространстве произведения. На сегодняшний день в «Стрит-арт хранении» уже собраны работы 48 художников из Великого Новгорода, Екатеринбурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Самары, Тольятти. Среди петербургских — работы самых известных уличных художников: Саши Труна, Миши Маркера, Базелевса, Максима Има, Никиты Дусто. Москву представляют несколько работ Александра и Ольги Цыпковых, других авторов.

Пространство «Стрит-арт хранение». Фото: Варвара Топленникова
Пространство «Стрит-арт хранение».
Фото: Варвара Топленникова

Особенно широко и разнообразно представлен в «Стрит-арт хранении» Нижний Новгород. Здесь и студийные скульптуры Ивана Серого, и работы Гоши New, в частности его «Реконструкция». Но это не оригинал, который художник создал на реальном синем металлическом заборе, окружавшем здание «Дома чекистов» постройки 1930-х годов в Нижнем Новгороде, а гибридный объект — автор повторил свой рисунок на другом фрагменте идентичного забора. Известные работы Никиты Nomerz тоже представлены в студийном варианте. Как и графика Андрея Оленева — в реальности его рисунки можно увидеть на старых заброшенных деревянных домах, а в «Стрит-арт хранении» находятся несколько листов его авторской графики.

Как рассказала Алина Зоря, работы для пополнения своей коллекции Институт исследования стрит-арта находит во время экспедиций по городам и регионам.

«Сначала составляется список наиболее активных авторов в каждом регионе, — рассказала она. — Затем команда выезжает в этот город, встречается с авторами, ходит по объектам и мастерским, фиксирует работы».

Синий Карандаш. «Правда». Диптих «Правда Фейк». 2022. Фото: САХ
Синий Карандаш. «Правда». Диптих «Правда Фейк». 2022.
Фото: САХ

Окончательное решение, по словам Алины Зори, выносит художественный совет, в который входят специалисты Института исследования стрит-арта. Они отбирают для приобретения работы, которые отражают реальный срез ситуации в уличном искусстве на данный момент и в конкретном месте.

«Наша задача как института — создавать источники информации и вводить это в научный оборот как интересную сферу для исследований, — говорит его директор Анна Нистратова. — И не только для научных исследований: нам важно показать, что произведения уличных художников могут быть интересны серьезным коллекционерам».

К открытию «Стрит-арт хранения» организована серия лекций ведущих исследователей уличного искусства из Екатеринбурга, Перми, Петербурга. В планах Института исследования стрит-арта — провести в этом году (уже в четвертый раз) форум уличного искусства.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+