Кадровые перестановки в крупнейших российских музеях продолжаются: вслед за Третьяковской галереей и Русским музеем новый директор появится в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Марина Лошак, возглавлявшая его десять лет, решила оставить должность и объявила об этом до истечения срока своего контракта.
«Музей в потрясающей форме, люди, которые в нем работают, объединены в команду. У нас составлен список выставок до конца 2025 года, у нас есть понимание образовательных программ и того, как будут развиваться регионы. Есть только одно слабое место — это стройка, в ней мы зависим от средств, которые государство должно выделить на ее завершение. Верю, что государство понимает важность этого», — сказала она.
По словам Лошак, «прошедшие десять лет были невероятно счастливым приключением в моей жизни — сложным, изменившим меня в лучшую сторону. Но главное мое приобретение, которое я получила, — любовь к тем людям, которые работают в музее».
То, что Марина Лошак, скорее всего, не останется на посту директора, стало понятно после недавнего увольнения Зельфиры Трегуловой, беспрецедентно успешного директора Третьяковской галереи, которой не продлили контракт. Марина Лошак не стала дожидаться решения Министерства культуры и подала заявление об уходе сама — ее трудовой договор истекал в начале апреля. «Все решения должны быть мои» — так она сказала нашей газете.
Негласная творческая конкуренция двух руководительниц знаковых музеев в последние годы способствовала расцвету музейной жизни, настоящему музейному ренессансу, привлекшему в эту достаточно консервативную сферу множество новых адептов и подарившему публике проекты мирового уровня.
Как гласит устное предание, Марину Лошак выбрала преемницей сама великая и ужасная Ирина Антонова, державшая музей твердой рукой рекордно долгие годы и, перейдя на почетную должность президента, не прекратившая ходить на работу до самых своих последних дней.
Можно только представить себе, чего стоило Марине Лошак выдерживать «авторский надзор» старшей коллеги. Но это испытание она перенесла с честью, сумев дипломатично дистанцироваться и утвердить собственное, особое понимание музея. Манифестом нового директора стала открытость новым, модным и современным веяниям, будь то интервенция в музейные залы сегодняшних звезд ( проекты в музее осуществили такие художники, как Вим Дельвуа, Цай Гоцян, к 100-летию Октябрьской революции создавший впечатляющие инсталляции перед фасадом ГМИИ и внутри, Виктор Пивоваров, Александр Пономарев) или коллаборации с отечественными дизайнерами, делавшими к выставкам сеты изысканных сувениров.
Это понимание неизбежности и необходимости нового привело к созданию специального отдела «Пушкинский XXI», занимавшегося под руководством куратора Ольги Шишко медиа-артом. Сотрудничество началось, когда Марина Лошак была арт-директором московского «Манежа» и пригласила Ольгу Шишко осуществить новаторский проект знаменитого режиссера Питера Гринуэя, посвященный героям русского авангарда. Самым ярким эпизодом деятельности отдела в музее стала большая и хитовая выставка главного классика мирового видео-арта Билла Виолы, апеллирующего в своих работах к традиционным сюжетам мировой живописи.
Пушкинский первым среди отечественных музеев заявил о себе на Венецианской биеннале, сделав специальные выставки с современными художниками, переосмысляющими классическое искусство. Одна называлась «Человек как птица. Образы путешествий», за ней последовал проект «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто» (в это же время Эрмитаж участвовал в выставке в российском павильоне).
Вообще, современный взгляд на классическое наследие, эта непрерывность художественного опыта, когда новое рождается из старого, стал главным ноу-хау музея во время директорства Марины Лошак. Апофеозом этого подхода можно счесть выставку «Бывают странные сближенья» прославленного куратора Жан-Юбера Мартена, смешавшего разные эпохи и артефакты и обнаружившего между ними интересные связи и преемственность. Такая же идея о сближеньях теперь прослеживается и в деятельности региональных филиалов ГМИИ им. А.С.Пушкина, переданных музею после расформирования Государственного центра современного искусства. В нижегородском Арсенале сейчас идет выставка «Названо Вазари. Возрождение», где произведения эпохи Ренессанса из коллекции музея сопоставлены с работами современных авторов.
Поклонники Пушкинского музея как места, где показывают шедевры мирового искусства, тоже не были обделены. Можно вспомнить выставки Караваджо и Томаса Гейнсборо, первую в нашей стране выставку Лондонской школы, и выставку классического японского искусства, и недавнюю выставку египетских древностей. Особым интересом публики пользовались две выставки французского модернизма из беспрецедентного международного и межмузейного проекта, посвященного великим русским коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову.
Не стоит забывать и о большой стройке, на фоне которой происходили все эти замечательные выставки. В работе сразу несколько зданий, и по завершении должен возникнуть целый квартал под названием «музейный городок».
И вот сейчас все это хозяйство передается в руки Елизаветы Лихачевой, директора Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева. За несколько лет, что она руководит им, она сумела доказать свою эффективность, преодолев первоначальное предубеждение профессиональной среды, решив казавшиеся неразрешимыми вопросы, касавшиеся, в частности, дома Константина Мельникова, переданного на баланс музею, — дом будет реставрироваться, и, возможно, мы все-таки увидим и музей великого архитектора-новатора. По крайней мере, к этому приложена масса усилий. Продолжением начатого будет заниматься Наталья Шашкова, которая сменит Елизавету Лихачеву. До этого назначения она работала в музее главным хранителем и заместителем директора по учетно-хранительской работе.
У Елизаветы Лихачевой есть свой стиль и понимание, что такое современный музей. Посмотрим, как ей удастся справиться с таким легендарным музеем, как Пушкинский. В любом случае теперь ее будут сравнивать не столько с Ириной Александровной, сколько с Мариной Девовной.