18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мечом и крестом: святые заступники Русской земли

Икона (горельеф) «Святой великомученик Никита, побивающий беса, со сценами мучений». Москва. XVII в., живопись – 1771. Фото: Музеи Московского Кремля
Икона (горельеф) «Святой великомученик Никита, побивающий беса, со сценами мучений». Москва. XVII в., живопись – 1771.
Фото: Музеи Московского Кремля
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Выставка в Музеях Московского Кремля объединила образы небесных воинов в русском искусстве от домонгольского времени до XX столетия, предметы придворного церемониала, связанные с этой темой, а также подлинные доспехи прошлых эпох

Выставка позволяет проследить развитие культа святых воинов и их иконографии на протяжении веков, начиная с домонгольской эпохи и заканчивая ХХ веком, в самых разных техниках — от иконописи до акварельной графики. Возглавляет «Небесное воинство» архангел Михаил — воевода небесных сил, за ним следуют святые времен раннего христианства, Георгий Победоносец, Феодор Стратилат и Димитрий Солунский, а также менее известные Феодор Тирон, Меркурий, Мина, Андрей Стратилат, Никита Бесогон, Иоанн Воин и Уар. Затем шествуют древнерусские князья-мученики Борис и Глеб, Юрий Всеволодович, Михаил Черниговский и полководцы Александр Невский и Дмитрий Донской.

По словам куратора выставки Сергея Брюна, идея проекта зародилась в 2021 году. Тогда планировалось, что это будет выездная выставка, которая позволит показать православный взгляд на почитание воинов в цитадели католицизма — Ватикане. После того как международные музейные обмены были приостановлены, директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина предложила сделать эту экспозицию одной из двух главных выставок 2023 года. Это позволило значительно обогатить выставку, увеличив количество экспонатов примерно в два раза, и, главное, теперь в витринах можно увидеть большое количество «невыездных» предметов, которые в Италию никогда бы не отправили. Все это вещи, которые и свое место в Кремле покидают с большим трудом.

«Архангел Михаил с деяниями ангелов». Москва. Около 1400. Фото: Музеи Московского Кремля
«Архангел Михаил с деяниями ангелов». Москва. Около 1400.
Фото: Музеи Московского Кремля

Например, икона «Архангел Михаил с деяниями ангелов», которую в последний раз изымали из иконостаса Архангельского собора в 1980-е для реставрации. Из Успенского собора в выставочный зал перенесли так называемую доску гробную Димитрия Солунского — икону, вероятно написанную на деревянном щите, покрывавшем гробницу святого. Благодаря князю Всеволоду Большое Гнездо она стала храмовым образом Дмитриевского собора во Владимире.

«Выставка поистине историческая — прежде всего в силу беспрецедентного сосредоточения столь разнообразных шедевров древнерусского искусства. Для меня, как автора концепции и куратора выставки, особое значение имеет то, что, помимо научной значимости и бесспорной эстетической ценности, наша выставка взывает к незыблемым, непреходящим темам, раскрывая историю подлинного, многовекового благочестия», — считает Сергей Брюн.

Среди редко или вовсе не экспонировавшихся памятников — западноевропейский рельеф с изображением святого Георгия и дракона из Успенской звонницы, алебастровый Феодор Стратилат из церкви Троицы на Капельках, подаренный Алексеем Михайловичем своему печнику, рельеф Никиты Бесогона, спасенный после революции от уничтожения Николаем Померанцевым. Немало экспонатов предоставили Государственная Третьяковская галерея и Музей русской иконы им. Михаила Абрамова.

Серебреник князя Ярослава Мудрого. Новгород. 1014. Фото: Государственный Эрмитаж
Серебреник князя Ярослава Мудрого. Новгород. 1014.
Фото: Государственный Эрмитаж

Всего проект включает около 130 произведений, которые распределены между двумя площадками. В Патриаршем дворце представлены святые воины во всевозможных ипостасях, в том числе одна из самых древних русских статуй — «Георгий Победоносец» Василия Ермолина 1464 года, одолженная Третьяковкой. Здесь можно увидеть и нумизматический раритет XI века — «сребреник Ярослава» из Эрмитажа, на котором вычеканен небесный покровитель мудрого князя — святой Георгий, а также посмотреть на древнейшие сохранившиеся образцы русского лицевого шитья — две хоругви с архангелами Михаилом и Гавриилом рубежа XII–XIII веков (впервые они представлены в паре). Изображения воинов дополнены реальными мечами и доспехами, соответствующими эпохе.

В Успенской звоннице рассказывается о том, как к заступничеству небесного воинства обращались в русском придворном церемониале и государственной символике. Причем не только в царской и императорской, но и в советской — последний раздел выставки показывает, как искусство 1930–1950-х годов работало с образами Александра Невского и Дмитрия Донского.  

Музеи Московского Кремля
«Небесное воинство. Образ и почитание»
До 20 августа

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+