18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Многочисленный клан предпринимателей Рябушинских обзавелся своим биографом

Рябушинские на охоте в Тверской губернии. 1900-е. Фото: Издательство «Слово»
Рябушинские на охоте в Тверской губернии. 1900-е.
Фото: Издательство «Слово»
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

В названии новой книги Наталии Семеновой стоит слово «братья», но все же самый главный ее герой — Михаил Рябушинский, удачливый бизнесмен, коллекционер искусства, любитель роскоши и автор потрясающего дневника

Книга «Братья Рябушин­ские: из миллионщиков в старьевщики» отличается от предыдущих биографий московских коллекционеров, опубликованных Наталией Семеновой: братьев Морозовых, Щукиных, Ильи Остроухова. Впервые значительную часть жизнеописательного труда, вышедшего из-под пера этого автора, составляют большие документальные фрагменты — выдержки из дневника Михаила Рябушинского (1880–1960), который он вел на протяжении 40 лет, подробно описывая события каждого дня. Недаром в предисловии Семенова называет его соавтором.

Наталия Семенова. «Братья Рябушинские: из миллионщиков в старьевщики». М.: Слово/Slovo, 2023. 424 с.: ил.
Наталия Семенова. «Братья Рябушинские: из миллионщиков в старьевщики». М.: Слово/Slovo, 2023. 424 с.: ил.

У Михаила Павловича имелось семь братьев и пятеро сестер, и все они питали интерес к искусству. «Степан Рябушинский был пионером собирательства древнерусской иконописи, — пишет биограф, — Владимир — страстным книжником и основателем общества „Икона“, Сергей пробовал себя в скульптуре, сестра Лиза увлекалась работой по стеклу и переводила с итальянского трактаты Палладио, Евфимия заказывала росписи Валентину Серову и Мстиславу Добужинскому. Михаил был страстным коллекционером живописи и фарфора, Николай издавал литературно-художественный журнал „Золотое руно“ и устраивал выставки современного искусства».

Так что героев в книге много, но важнейшим все же можно считать Михаила. Он был значительно моложе Щукиных и Морозовых, революция и последующая за ней потеря многомиллионного капитала и коллекции застали его 40-летним, сильным и активным. Послереволюционная жизнь главного героя тоже описана в книге подробно. Ну и еще одно отличие: коллекционирование не было страстью Михаила, скорее, данью моде, возможностью тратить деньги и одним из проявлений любви к роскоши. В 1919 году он несколько месяцев нелегально, с риском для жизни, пробыл в Москве и, зайдя в уже не принадлежавший ему особняк на Спиридоновке (дом 17, известный как особняк Зинаиды Морозовой), отмечал: «Зала, люстры Михайловского дворца все еще висят. Я их купил через Левисона у антиквара Андреева. Вспомнилась почему-то цена, которую я тогда за них заплатил. Двадцать пять тысяч рублей». Семенова поясняет: «Еще бы не вспомнить: 25 тысяч, гигантские деньги, это же Моне, Дега и Роден вместе взятые!» Но именно привычка к роскоши помогла в 1930-е годы обанкротившемуся Рябушинскому, живущему в Лондоне, сводить концы с концами: он находил недооцененные вещи в одной антикварной лавке, выкупал их и сдавал в другую, более респектабельную.

В лучшие свои годы Михаил собирал коллекцию очень по-купечески — приобретал то, что нравится, довольно бессистемно, но никогда не переплачивал. «Каких только художников он не покупал! От французских портретов XVIII века его бросало к сатирам Домье и эротике Филисьена Ропса (три работы, включая откровенное „Сладострастие“), от салонного „Берега Сены“ Рафаэлли (канувшего в Лету вместе с Домье и Тулуз-Лотреком) к экстравагантному „Карлику“ Сулоаги и вызывающе чувственной „Борьбе за женщину“ Штука». Но предпочтение отдавал русским художникам, любил портреты. «Помимо врубелевского Брюсова, ему достались портреты Константина Сомова и Андрея Белого работы Бакста, Александра Блока и Евгения Лансере — Сомова, Федора Сологуба и Николая Ремизова — Кустодиева. К нему же перекочевали портреты Константина Бальмонта, Леонида Андреева и неоконченный масляный портрет Максима Горького, заказанные Серову. Еще он купил метровый портрет Николая Рериха кисти Головина, а от Коли (брата. — TANR) к нему перешел портрет Александра Бенуа, исполненный в Париже Шервашидзе, и автопортреты Мартироса Сарьяна, Льва Бакста, Михаила Нестерова и Михаила Врубеля».

Братья Рябушинские в Париже. Стоят: Сергей, Степан, Владимир и Николай. Сидит Михаил. Конец 1920-х. Фото: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.
Братья Рябушинские в Париже. Стоят: Сергей, Степан, Владимир и Николай. Сидит Михаил. Конец 1920-х.
Фото: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.

Летом 1917 года Рябушинский передал часть картин на хранение в Третьяковскую галерею, другую вместе с ценностями спрятал в винном погребе своего особняка, но тайник через семь лет обнаружили, ценности были национализированы и пополнили собрания советских музеев. Михаил, впрочем, отнесся к этому почти равнодушно.

В книге не только много действующих лиц, но и несколько детективных линий: истории людей, истории картин и рассказы о поисках автором сведений, касающихся и описанных персонажей, и произведений. И это первая книга Семеновой, где герой предстает прежде всего человеком, а не коллекционером. Для самого Михаила Рябушинского главным всегда оставалось его дело. Он был выдающимся предпринимателем, необыкновенно удачливым до тех пор, пока не потерпел в 1926 году полный крах.

Его дневник интересен еще и как документ времени. Один только рассказ о пути из Москвы в Лондон во время Гражданской войны — своего рода авантюрный роман. В изложении Наталии Семеновой этот сюжет передан так: «Кроме небольшого саквояжа и пишущей машинки с русским шрифтом у Михаила Рябушинского, вступившего утром 10 мая 1919 года в Новороссийске на борт английского военного транспорта „Воор Эмю“, с собой ничего не было. Не считая целого состояния — сорока тысяч фунтов в купюрах и чеках, плотно слившихся с контурами его спины. Три недели он не расставался с ним ни днем, ни ночью...».

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+