18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Многочисленный клан предпринимателей Рябушинских обзавелся своим биографом

Рябушинские на охоте в Тверской губернии. 1900-е. Фото: Издательство «Слово»
Рябушинские на охоте в Тверской губернии. 1900-е.
Фото: Издательство «Слово»
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

В названии новой книги Наталии Семеновой стоит слово «братья», но все же самый главный ее герой — Михаил Рябушинский, удачливый бизнесмен, коллекционер искусства, любитель роскоши и автор потрясающего дневника

Книга «Братья Рябушин­ские: из миллионщиков в старьевщики» отличается от предыдущих биографий московских коллекционеров, опубликованных Наталией Семеновой: братьев Морозовых, Щукиных, Ильи Остроухова. Впервые значительную часть жизнеописательного труда, вышедшего из-под пера этого автора, составляют большие документальные фрагменты — выдержки из дневника Михаила Рябушинского (1880–1960), который он вел на протяжении 40 лет, подробно описывая события каждого дня. Недаром в предисловии Семенова называет его соавтором.

Наталия Семенова. «Братья Рябушинские: из миллионщиков в старьевщики». М.: Слово/Slovo, 2023. 424 с.: ил.
Наталия Семенова. «Братья Рябушинские: из миллионщиков в старьевщики». М.: Слово/Slovo, 2023. 424 с.: ил.

У Михаила Павловича имелось семь братьев и пятеро сестер, и все они питали интерес к искусству. «Степан Рябушинский был пионером собирательства древнерусской иконописи, — пишет биограф, — Владимир — страстным книжником и основателем общества „Икона“, Сергей пробовал себя в скульптуре, сестра Лиза увлекалась работой по стеклу и переводила с итальянского трактаты Палладио, Евфимия заказывала росписи Валентину Серову и Мстиславу Добужинскому. Михаил был страстным коллекционером живописи и фарфора, Николай издавал литературно-художественный журнал „Золотое руно“ и устраивал выставки современного искусства».

Так что героев в книге много, но важнейшим все же можно считать Михаила. Он был значительно моложе Щукиных и Морозовых, революция и последующая за ней потеря многомиллионного капитала и коллекции застали его 40-летним, сильным и активным. Послереволюционная жизнь главного героя тоже описана в книге подробно. Ну и еще одно отличие: коллекционирование не было страстью Михаила, скорее, данью моде, возможностью тратить деньги и одним из проявлений любви к роскоши. В 1919 году он несколько месяцев нелегально, с риском для жизни, пробыл в Москве и, зайдя в уже не принадлежавший ему особняк на Спиридоновке (дом 17, известный как особняк Зинаиды Морозовой), отмечал: «Зала, люстры Михайловского дворца все еще висят. Я их купил через Левисона у антиквара Андреева. Вспомнилась почему-то цена, которую я тогда за них заплатил. Двадцать пять тысяч рублей». Семенова поясняет: «Еще бы не вспомнить: 25 тысяч, гигантские деньги, это же Моне, Дега и Роден вместе взятые!» Но именно привычка к роскоши помогла в 1930-е годы обанкротившемуся Рябушинскому, живущему в Лондоне, сводить концы с концами: он находил недооцененные вещи в одной антикварной лавке, выкупал их и сдавал в другую, более респектабельную.

В лучшие свои годы Михаил собирал коллекцию очень по-купечески — приобретал то, что нравится, довольно бессистемно, но никогда не переплачивал. «Каких только художников он не покупал! От французских портретов XVIII века его бросало к сатирам Домье и эротике Филисьена Ропса (три работы, включая откровенное „Сладострастие“), от салонного „Берега Сены“ Рафаэлли (канувшего в Лету вместе с Домье и Тулуз-Лотреком) к экстравагантному „Карлику“ Сулоаги и вызывающе чувственной „Борьбе за женщину“ Штука». Но предпочтение отдавал русским художникам, любил портреты. «Помимо врубелевского Брюсова, ему достались портреты Константина Сомова и Андрея Белого работы Бакста, Александра Блока и Евгения Лансере — Сомова, Федора Сологуба и Николая Ремизова — Кустодиева. К нему же перекочевали портреты Константина Бальмонта, Леонида Андреева и неоконченный масляный портрет Максима Горького, заказанные Серову. Еще он купил метровый портрет Николая Рериха кисти Головина, а от Коли (брата. — TANR) к нему перешел портрет Александра Бенуа, исполненный в Париже Шервашидзе, и автопортреты Мартироса Сарьяна, Льва Бакста, Михаила Нестерова и Михаила Врубеля».

Братья Рябушинские в Париже. Стоят: Сергей, Степан, Владимир и Николай. Сидит Михаил. Конец 1920-х. Фото: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.
Братья Рябушинские в Париже. Стоят: Сергей, Степан, Владимир и Николай. Сидит Михаил. Конец 1920-х.
Фото: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.

Летом 1917 года Рябушинский передал часть картин на хранение в Третьяковскую галерею, другую вместе с ценностями спрятал в винном погребе своего особняка, но тайник через семь лет обнаружили, ценности были национализированы и пополнили собрания советских музеев. Михаил, впрочем, отнесся к этому почти равнодушно.

В книге не только много действующих лиц, но и несколько детективных линий: истории людей, истории картин и рассказы о поисках автором сведений, касающихся и описанных персонажей, и произведений. И это первая книга Семеновой, где герой предстает прежде всего человеком, а не коллекционером. Для самого Михаила Рябушинского главным всегда оставалось его дело. Он был выдающимся предпринимателем, необыкновенно удачливым до тех пор, пока не потерпел в 1926 году полный крах.

Его дневник интересен еще и как документ времени. Один только рассказ о пути из Москвы в Лондон во время Гражданской войны — своего рода авантюрный роман. В изложении Наталии Семеновой этот сюжет передан так: «Кроме небольшого саквояжа и пишущей машинки с русским шрифтом у Михаила Рябушинского, вступившего утром 10 мая 1919 года в Новороссийске на борт английского военного транспорта „Воор Эмю“, с собой ничего не было. Не считая целого состояния — сорока тысяч фунтов в купюрах и чеках, плотно слившихся с контурами его спины. Три недели он не расставался с ним ни днем, ни ночью...».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+