18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хрустальные и некоторые прочие грани собирательства

Бокал с надписью «Придворная». Петербургский казенный завод. Начало 1740-х.  Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Бокал с надписью «Придворная». Петербургский казенный завод. Начало 1740-х.
Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Издание, в котором Пушкинский музей отдает дань своим дарителям, относится к жанру каталога, что не помешало Елене Долгих и Екатерине Лисицыной подробно и наглядно рассказать в нем об истории стеклянной посуды

Какие коллекции самые хрупкие? Если не брать в расчет собрания современного искусства, которые могут включать что угодно (и кровь, и бананы — в общем, материалы, крайне проблематичные в хранении), то наиболее уязвимы стекло и керамика. Поэтому, взирая на бьющиеся предметы в витринах, мы испытываем неизменный восторг, особенно когда этим вещам несколько веков. То же чувство восхищения от победы над временем посещает и при перелистывании недавно вышедшего каталога стекла из собрания Лемкулей.

«Художественное стекло. Коллекция Федора и Екатерины Лемкуль. Дар отделу личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина». М., 2023. 408 с.: ил.
«Художественное стекло. Коллекция Федора и Екатерины Лемкуль. Дар отделу личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина». М., 2023. 408 с.: ил.

Издание подготовлено и осуществлено Пушкинским музеем, где с 1996 года хранится эта коллекция, которую до 18 июня можно увидеть на выставке «Хрупкий мир коллекционеров Лемкуль». Коллекция пополнялась на гонорары мужа — крайне успешного советского иллюстратора, оформившего полторы сотни изданий, многие из которых вы наверняка помните с детства, хоть и не знаете фамилии автора. К 1990-м годам коллекция включала уже около 300 предметов. Пожилая чета была бездетной, и, когда Лемкуль заболел, его жена обратилась к Ирине Антоновой, директору Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, предложив несколько предметов на продажу. Так завязалась дружба, в результате которой супруги приняли решение преподнести свое собрание в дар Музею личных коллекций, открывшемуся в 1994 году. Для этих вещей здесь был отведен отдельный зал.

Штоф с изображением аиста и датой «1785 году». Неизвестный частный завод. Россия. 1785. Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Штоф с изображением аиста и датой «1785 году». Неизвестный частный завод. Россия. 1785.
Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Но сначала музейные сотрудники несколько месяцев занимались описью и подготовкой экспонатов. Сам Федор Викторович из-за болезни уже не вставал, однако живо комментировал процесс, происходивший в квартире. А вот Екатерина Петровна принимала во всем этом самое активное участие, тем более что именно она многие годы вела картотеку семейного собрания, став настоящим экспертом по художественному стеклу. Когда 81-летний Лемкуль скончался, его вдова смогла довести все процедуры до конца; она умерла ровно через год после супруга — и через полтора месяца после открытия музейной экспозиции. По завещанию Екатерины Петровны в ГМИИ поступило еще несколько предметов, не входивших в коллекцию стекла: керамика, зеркала, мебель.

Кубок с изображением охоты на кабана. Северная Богемия. Конец XVII в. Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Кубок с изображением охоты на кабана. Северная Богемия. Конец XVII в.
Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Нынешний каталог, составленный Еленой Долгих и Екатериной Лисицыной, документирует эту коллекцию с помощью великолепных фотографий и тщательных аннотаций. Его основная часть делится надвое — стекло зарубежное и российское. Каждый из разделов предваряется подробным очерком об истории технологий и важнейших производств. Зарубежная часть коллекции начинается с нескольких античных предметов древнеримской эпохи, но по преимуществу состоит из английских, немецких, французских и, конечно же, венецианских изделий XVIII века. Русская часть собрания сосредотачивается на том же столетии, причем, сообразно вкусам Лемкулей, то, что было «после Елизаветы», представлено уже беднее. Перед нами проходит панорама самых сложных узоров, украшающих стеклянные поверхности, — тут и гранение, и вплавление золотых нитей, и множество других технологических чудес.

Графин синего стекла. Императорский стеклянный завод. Россия. 1790-е. Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Графин синего стекла. Императорский стеклянный завод. Россия. 1790-е.
Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Приложениями к каталогу служат графические листы Федора Лемкуля, ряд которых также попал в ГМИИ, обширный очерк о супругах и их разветвленном семействе, а еще опись книг из их библиотеки, посвященной теме стекла. Таким образом, превосходно изданный альбом стал своеобразным памятником донаторам музея. Его появление тем более важно сегодня по той причине, что отдел личных коллекций уже долгое время остается закрытым и своими глазами увидеть эту коллекцию пока невозможно. 

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+