18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Хрустальные и некоторые прочие грани собирательства

Бокал с надписью «Придворная». Петербургский казенный завод. Начало 1740-х.  Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Бокал с надписью «Придворная». Петербургский казенный завод. Начало 1740-х.
Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Издание, в котором Пушкинский музей отдает дань своим дарителям, относится к жанру каталога, что не помешало Елене Долгих и Екатерине Лисицыной подробно и наглядно рассказать в нем об истории стеклянной посуды

Какие коллекции самые хрупкие? Если не брать в расчет собрания современного искусства, которые могут включать что угодно (и кровь, и бананы — в общем, материалы, крайне проблематичные в хранении), то наиболее уязвимы стекло и керамика. Поэтому, взирая на бьющиеся предметы в витринах, мы испытываем неизменный восторг, особенно когда этим вещам несколько веков. То же чувство восхищения от победы над временем посещает и при перелистывании недавно вышедшего каталога стекла из собрания Лемкулей.

«Художественное стекло. Коллекция Федора и Екатерины Лемкуль. Дар отделу личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина». М., 2023. 408 с.: ил.
«Художественное стекло. Коллекция Федора и Екатерины Лемкуль. Дар отделу личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина». М., 2023. 408 с.: ил.

Издание подготовлено и осуществлено Пушкинским музеем, где с 1996 года хранится эта коллекция, которую до 18 июня можно увидеть на выставке «Хрупкий мир коллекционеров Лемкуль». Коллекция пополнялась на гонорары мужа — крайне успешного советского иллюстратора, оформившего полторы сотни изданий, многие из которых вы наверняка помните с детства, хоть и не знаете фамилии автора. К 1990-м годам коллекция включала уже около 300 предметов. Пожилая чета была бездетной, и, когда Лемкуль заболел, его жена обратилась к Ирине Антоновой, директору Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, предложив несколько предметов на продажу. Так завязалась дружба, в результате которой супруги приняли решение преподнести свое собрание в дар Музею личных коллекций, открывшемуся в 1994 году. Для этих вещей здесь был отведен отдельный зал.

Штоф с изображением аиста и датой «1785 году». Неизвестный частный завод. Россия. 1785. Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Штоф с изображением аиста и датой «1785 году». Неизвестный частный завод. Россия. 1785.
Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Но сначала музейные сотрудники несколько месяцев занимались описью и подготовкой экспонатов. Сам Федор Викторович из-за болезни уже не вставал, однако живо комментировал процесс, происходивший в квартире. А вот Екатерина Петровна принимала во всем этом самое активное участие, тем более что именно она многие годы вела картотеку семейного собрания, став настоящим экспертом по художественному стеклу. Когда 81-летний Лемкуль скончался, его вдова смогла довести все процедуры до конца; она умерла ровно через год после супруга — и через полтора месяца после открытия музейной экспозиции. По завещанию Екатерины Петровны в ГМИИ поступило еще несколько предметов, не входивших в коллекцию стекла: керамика, зеркала, мебель.

Кубок с изображением охоты на кабана. Северная Богемия. Конец XVII в. Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Кубок с изображением охоты на кабана. Северная Богемия. Конец XVII в.
Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Нынешний каталог, составленный Еленой Долгих и Екатериной Лисицыной, документирует эту коллекцию с помощью великолепных фотографий и тщательных аннотаций. Его основная часть делится надвое — стекло зарубежное и российское. Каждый из разделов предваряется подробным очерком об истории технологий и важнейших производств. Зарубежная часть коллекции начинается с нескольких античных предметов древнеримской эпохи, но по преимуществу состоит из английских, немецких, французских и, конечно же, венецианских изделий XVIII века. Русская часть собрания сосредотачивается на том же столетии, причем, сообразно вкусам Лемкулей, то, что было «после Елизаветы», представлено уже беднее. Перед нами проходит панорама самых сложных узоров, украшающих стеклянные поверхности, — тут и гранение, и вплавление золотых нитей, и множество других технологических чудес.

Графин синего стекла. Императорский стеклянный завод. Россия. 1790-е. Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Графин синего стекла. Императорский стеклянный завод. Россия. 1790-е.
Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Приложениями к каталогу служат графические листы Федора Лемкуля, ряд которых также попал в ГМИИ, обширный очерк о супругах и их разветвленном семействе, а еще опись книг из их библиотеки, посвященной теме стекла. Таким образом, превосходно изданный альбом стал своеобразным памятником донаторам музея. Его появление тем более важно сегодня по той причине, что отдел личных коллекций уже долгое время остается закрытым и своими глазами увидеть эту коллекцию пока невозможно. 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+