18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Путь бухарских евреев: от ювелиров до меценатов, из Азии в Америку

Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

В Еврейском музее и центре толерантности продолжается выставка, посвященная истории и обычаям уникального субэтноса Центральной Азии. Многовековое существование на перекрестке цивилизаций обусловило культурное своеобразие бухарских евреев

Совместный проект Еврейского музея и центра толерантности с Музеем истории евреев в России посвящен одной из древнейших еврейских общин. Хотя название «бухарские евреи» закрепилось за диаспорой из-за того, что самая многочисленная ее часть жила в Бухарском ханстве (впоследствии эмирате), чаще всего оно употребляется как общее определение евреев, проживавших в Средней Азии, главным образом на территории современных Узбекистана и Таджикистана. Выставка знакомит с историей и культурой бухарских евреев, в обычаях и быту которых соединились иудейская традиция и элементы центральноазиатской культуры.

Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Главными центрами еврейской религиозности оставались Бухара и Самарканд. Выходцы из местных еврейских общин внесли значительный вклад в развитие религиозной поэзии на фарси и иврите, а также музыкальной культуры.

Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Известный российский этнограф Василий Радлов, посетивший в 1860-х годах Среднюю Азию, отмечал: «Главное занятие евреев есть торговля, и именно торговля шелком, который они сами красят, и курение вина, которое прежде от них тайком покупали правоверные».

Другими традиционными ремеслами бухарских евреев являлись ювелирное дело и дубление кож. Помимо этого, они были искусными лекарями, хранившими старинные рецепты и народные способы лечения.

Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

На рубеже XIX–ХХ веков из среды успешных еврейских купцов Средней Азии выдвинулись предприниматели, просветители и меценаты, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Позже, уже в советское время, их потомки были активно вовлечены в «социалистическую модернизацию» — создавали колхозы, школы, заводы и другие предприятия. Однако традиционный уклад жизни бухарских евреев после установления советской власти в Средней Азии подвергся серьезным изменениям: общины были ликвидированы, началась почти насильственная ассимиляция, любые проявления национального своеобразия последовательно уничтожались.

Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Сегодня в результате массовой эмиграции большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США.

На выставке представлено более 200 экспонатов из фондов двух музеев — ее инициаторов, а также из Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций.

Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Экспозиция включает несколько тематических разделов, в том числе «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда». Наиболее зрелищным представляется раздел «Дом и традиционная бытовая культура», где можно увидеть фрагменты домов евреев из Бухары и Самарканда конца XIX — первой трети XX века: входные двери, ставни, части колонн, расписной потолок, амулеты, предназначенные для охранения дома, а также предметы повседневного быта.

Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Инсталляцию дополнят образцы народного искусства, изделия ремесленников, ритуальные предметы, уникальные исторические документы и фотографии.  

Еврейский музей и центр толерантности
«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
До 18 июня

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
3
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
4
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
5
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
6
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
7
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+