18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Путь бухарских евреев: от ювелиров до меценатов, из Азии в Америку

Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

В Еврейском музее и центре толерантности продолжается выставка, посвященная истории и обычаям уникального субэтноса Центральной Азии. Многовековое существование на перекрестке цивилизаций обусловило культурное своеобразие бухарских евреев

Совместный проект Еврейского музея и центра толерантности с Музеем истории евреев в России посвящен одной из древнейших еврейских общин. Хотя название «бухарские евреи» закрепилось за диаспорой из-за того, что самая многочисленная ее часть жила в Бухарском ханстве (впоследствии эмирате), чаще всего оно употребляется как общее определение евреев, проживавших в Средней Азии, главным образом на территории современных Узбекистана и Таджикистана. Выставка знакомит с историей и культурой бухарских евреев, в обычаях и быту которых соединились иудейская традиция и элементы центральноазиатской культуры.

Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Главными центрами еврейской религиозности оставались Бухара и Самарканд. Выходцы из местных еврейских общин внесли значительный вклад в развитие религиозной поэзии на фарси и иврите, а также музыкальной культуры.

Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Известный российский этнограф Василий Радлов, посетивший в 1860-х годах Среднюю Азию, отмечал: «Главное занятие евреев есть торговля, и именно торговля шелком, который они сами красят, и курение вина, которое прежде от них тайком покупали правоверные».

Другими традиционными ремеслами бухарских евреев являлись ювелирное дело и дубление кож. Помимо этого, они были искусными лекарями, хранившими старинные рецепты и народные способы лечения.

Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

На рубеже XIX–ХХ веков из среды успешных еврейских купцов Средней Азии выдвинулись предприниматели, просветители и меценаты, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Позже, уже в советское время, их потомки были активно вовлечены в «социалистическую модернизацию» — создавали колхозы, школы, заводы и другие предприятия. Однако традиционный уклад жизни бухарских евреев после установления советской власти в Средней Азии подвергся серьезным изменениям: общины были ликвидированы, началась почти насильственная ассимиляция, любые проявления национального своеобразия последовательно уничтожались.

Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Сегодня в результате массовой эмиграции большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США.

На выставке представлено более 200 экспонатов из фондов двух музеев — ее инициаторов, а также из Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций.

Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Экспозиция включает несколько тематических разделов, в том числе «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда». Наиболее зрелищным представляется раздел «Дом и традиционная бытовая культура», где можно увидеть фрагменты домов евреев из Бухары и Самарканда конца XIX — первой трети XX века: входные двери, ставни, части колонн, расписной потолок, амулеты, предназначенные для охранения дома, а также предметы повседневного быта.

Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Инсталляцию дополнят образцы народного искусства, изделия ремесленников, ритуальные предметы, уникальные исторические документы и фотографии.  

Еврейский музей и центр толерантности
«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
До 18 июня

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+