18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

В Перми проходит выставка «Андрей Красулин. Начала»

Фрагмент выставки «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства. Фото: PERMM
Фрагмент выставки «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства.
Фото: PERMM

Пермский музей современного искусства (PERMM) представляет уральскую версию ретроспективы Андрея Красулина, который чем дальше, тем безоговорочнее воспринимается в качестве одного из патриархов московской арт-сцены

У Андрея Николаевича Красулина, которому сейчас 88 лет, за всю первую половину жизни почти не было выставок. Лишь пару раз он участвовал в коллективных показах, а персонального вообще никогда не удостаивался до середины 1990-х. Хотя масштабы сделанного «в стол» или «для себя» и раньше были значительными, на поверхности долгое время оказывались только монументальные работы, выполнявшиеся по официальным заказам. Зато в последующие годы Красулин все больше приобретал известность как художник-минималист, причем минималист со стажем: его ранние лаконичные произведения, абстрактные или полуабстрактные, датированы еще рубежом 1950–1960-х. Эту линию — хотя и со множеством ответвлений — он продолжает разрабатывать по сию пору.

Выставка «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства. Фото: PERMM
Выставка «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства.
Фото: PERMM

В арсенале у Красулина и бронза, и камень, и дерево, и железо, и бумага, и холст — чего только не встретишь! Правда, материалы его почти всегда подчеркнуто простые, «бедные». По этой причине работы художника нередко сопоставляют с традицией арте повера, итальянского «бедного искусства», расцветшего в середине ХХ века. Хотя сходство тут больше внешнее, пожалуй, чем глубинное и философское. Как минимум у Красулина не было и нет претензий на критику общества потребления или на развенчание эстетики прошлого. Его искусство если в чем-то и социально, то прежде всего это выражается в отказе от обслуживания любых идеологий.

Тем не менее работы Красулина существуют в довольно широком спектре восприятия — хоть интеллектуального, хоть эмоционального, что дает простор для интерпретаций. В частности, для интерпретаций, связанных с дешевизной, изношенностью или даже бросовостью используемых материалов. «Для нас выставка Андрея Красулина важна еще и потому, что здесь она воспринимается в контексте нашей коллекции, которая начиналась когда-то с выставки „Русское бедное“», — говорит директор музея PERMM Наиля Аллахвердиева. И действительно, экспозиция, занявшая все три этажа музейного здания, не маскирует, а как раз акцентирует то обстоятельство, что автор любит и ценит всевозможные утраты, неровности, шероховатости, облезлости, пожухлости и прочие «некондиционные» параметры своих объектов.

Фрагмент выставки «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства. Фото: PERMM
Фрагмент выставки «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства.
Фото: PERMM

Выставка, устроенная в Перми совместно с московской галереей pop/off/art, получилась внушительной: суммарно здесь представлено свыше полутысячи экспонатов. Объем серьезный, но не избыточный. Произведения Красулина обладают свойством, которое встречается далеко не у всякого художника: чем больше работ соседствуют в экспозиционном зале, тем они убедительнее воздействуют на зрителя — и вместе, и по отдельности. Конечно, многое зависит и от кураторского мастерства, и от выставочного дизайна, но если подобного качества у экспонатов нет, то уместнее все же показывать их дозированно, малыми партиями. На большом массиве никакие ухищрения и припарки в этих случаях обычно не помогают. Красулинским же работам количественное разрастание идет только на пользу.

Выставка «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства. Фото: PERMM
Выставка «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства.
Фото: PERMM

Другое дело, каким именно способом все это показывать: тут возможны варианты. Например, в конце 2014 года во флигеле «Руина» Музея архитектуры имени Щусева многочисленные работы Андрея Красулина демонстрировались в виде тотальной инсталляции — чуть ли не спонтанной, нарочито небрежной, отсылавшей к повседневному бытованию этих вещей в пространстве мастерской. А почти полтора года назад на ретроспективной выставке в Московском музее современного искусства был явлен подход диаметрально противоположный — аналитический, систематизирующий, подчеркнуто уважительный к каждому мини-объекту и клочку бумаги. Уральская версия персональной выставки — нечто промежуточное между двумя упомянутыми. Промежуточное, впрочем, по первым визуальным впечатлениям, а по содержанию — отдельное и самодостаточное.

Куратор выставки «Начала» Арсений Сергеев тоже, как это было когда-то в московской «Руине», взял за основу образ мастерской, только в Перми возникла все же другая мастерская — не реальная, а сконструированная. Ощущение импровизации, легкой необязательности расположения объектов, усиленное неровным, «театральным» освещением, по мере погружения в материал уступает место исследовательскому интересу.

Выставка «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства. Фото: PERMM
Выставка «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства.
Фото: PERMM

Те самые «начала» из заглавия выставки подразумевают первоосновы художественного мышления и языка. Для Красулина они всегда актуальны, и куратор предлагает свои «расшифровки» его работ, типизируя и сопоставляя. Девиз первого экспозиционного этажа как раз «Мышление», второго — «Существование», третьего — «Рост». Внутри больших философских категорий кроются категории помельче. Арсений Сергеев обращает внимание на глубинные художественные смыслы, присущие изображению круга, вертикали, цилиндра, ступеней и прочего. Связь между видимой простотой и символической фундаментальностью красулинских образов порой заметна сразу, а иногда требует подсказки — желательно очень краткой. На выставке они именно такие. Не всегда, правда, есть уверенность, что художник руководствовался ровно теми схемами и векторами, что обозначены в экспликациях, но восприятие искусства и не обязано совпадать с авторским замыслом до полной идентичности.

Фрагмент выставки «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства. Фото: PERMM
Фрагмент выставки «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства.
Фото: PERMM

Выше говорилось, что произведениям Красулина не страшны показы в больших количествах. Однако имеется у них и другое общее свойство: даже если они мелкие по размеру и эскизные по характеру, то все равно внутренне монументальны. Поэтому для оценки возможностей автора нет особой необходимости в лицезрении его действительно монументальных, то есть крупногабаритных и стационарных, работ. Заранее веришь на слово, что они хороши. Тем не менее на каждом этаже PERMM демонстрируются еще и видеопроекции с эпическими работами Андрея Красулина, будь то столичный фонтан-градирня «Древо жизни» (1980), памятный крест погибшим при строительстве канала Москва — Волга, установленный в Дмитрове (1997), или композиция на боковом фасаде здания театра «Мастерская Петра Фоменко» (2005). Неудивительно, что в этих монументальных объектах распознаются те же «начала», что и в экспонатах вокруг.

Пермский музей современного искусства (PERMM)
«Андрей Красулин. Начала»
До 20 мая

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+