18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Артемизии Джентилески приписали еще несколько работ

Эксперты готовы приписать Триумф Галатеи из вашингтона Артемизии Джентилески. Фото: National Gallery of Art
Эксперты готовы приписать Триумф Галатеи из вашингтона Артемизии Джентилески.
Фото: National Gallery of Art
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Четыре картины, авторами которых считались другие художники, принадлежат, вероятно, кисти самой Джентилески, что значительно расширяет ее канон

Организаторы новой выставки Артемизии Джентилески приписали художнице XVII века еще четыре работы, тем самым изменив исторический канон одного из крупнейших европейских старых мастеров, причем женского пола. Выставка «Артемизия Джентилески» в Gallerie d’Italia в Неаполе (до 19 марта) включает 21 работу, отражающую творческий путь художницы в этом южном итальянском городе между 1630 и 1654 годами. Экспозиция исследует масштабы сотрудничества Джентилески с такими мастерами, как Бернардо Каваллино, Микко Спадаро (также известен как Доменико Гарджуло) и Онофрио Палумбо.

Артемизия Джентилески в Неаполе

На выставке в Неаполе впервые демонстрируется автопортрет Артемизии Джентилески в образе святой Екатерины Александрийской (около 1615–1617), ставший хитом ретроспективы художницы в лондонской Национальной галерее в 2020 году. Еще два десятка экспонатов представляют неаполитанский период ее творчества. Здесь она нашла «благоприятную почву для развития своего стиля в сторону реализма в духе Караваджо», как отмечает куратор выставки Джузеппе Порцио. Джентилески организовала в городе успешную мастерскую и создавала произведения, посвященные женщинам в истории и мифологии, таким как библейская героиня Юдифь и египетская царица Клеопатра. «Можно увидеть также монументальную Сусанну из частной коллекции в Лондоне и изображение Вирсавии из Художественного музея Колумба; последняя служит прекрасным примером сочетания приемов самой Джентилески со стилем ее неаполитанских коллег», — продолжает Порцио. Кроме того, выставка исследует ее творческое взаимодействие с такими художниками, как Бернардо Каваллино, Микко Спадаро и Онофрио Палумбо, и еще одной художницей, Дианой де Роса, чье наследие до сих пор не изучено.

Gallerie d‘Italia
До 20 марта

https://gallerieditalia.com

Еще…

Кураторы Джузеппе Порцио и Антонио Эрнесто Денунцио усомнились в авторстве четырех произведений, присланных из государственных и частных коллекций США и Великобритании. Среди них — картина «Триумф Галатеи» (около 1650) из Национальной художественной галереи в Вашингтоне. На сайте музея указано, что она принадлежит кисти Каваллино. Однако кураторы уверены, что это работа Джентилески, созданная при участии Каваллино. «На этикетке мы указали имя лишь Артемизии, — говорит Порцио, — поскольку считаем, что именно она получила заказ на создание картины и стала автором композиции».

Во вступительной статье к каталогу выставки Джузеппе Порцио отмечает, что «значительная часть критиков, особенно Никола Спиноза, склоняются к абсолютному авторству Каваллино». И добавляет, что другой искусствовед, покойный Реймонд Уорд Бисселл, считал, что с точки зрения «иконографии, концепции и монументальности вашингтонскую „Галатею“ мог создать только гений Артемизии».

«Эта картина — заказ Артемизии Джентилески от дона Антонио Руффо, известного коллекционера произведений искусства из Мессины», — говорится на сайте Национальной галереи. Как отмечается, «в результате экспертизы не было установлено, что именно в работе принадлежит кисти Артемизии, а что — Каваллино».

Другой пример пересмотра атрибуции на выставке — картина «Сусанна и старцы» (1652) из лондонской частной коллекции, которая в прошлом также приписывалась только кисти Каваллино. Работа была выставлена на аукцион Sotheby’s в Нью-Йорке в январе 2022 года (оценочная стоимость от $1,8 млн до $2,5 млн) уже под авторством Джентилески. В каталоге Sotheby’s отмечается: «Сотрудничество Артемизии с коллегами-художниками в Неаполе в конце ее карьеры было предметом многочисленных научных дискуссий. Что касается этого лота, то Артемизия отвечала за общий проект и концепцию, а также за основные обнаженные женские фигуры; Спиноза считает, что все фигуры были созданы Артемизией».

Артемизия Джентилески.  «Сусанна и старцы». 1652. Фото: Sotheby's
Артемизия Джентилески. «Сусанна и старцы». 1652.
Фото: Sotheby's

Коллективная работа над картинами была характерна для мастерской Артемизии Джентилески. Каждый из художников в этом случае отвечал за свою часть композиции. Так, по всей видимости, были написаны картины «Израильтяне, празднующие возвращение Давида» и «Вирсавия в купальне» (1650-е). Тем не менее кураторы выставки позиционируют их как картины Джентилески, поскольку она руководила ходом работ. «Бесспорно, что силуэты на заднем плане и грубоватый пейзаж принадлежат Гарджуло, — рассуждает Порцио о картине «Израильтяне, празднующие возвращение Давида». — Свою лепту внес и Палумбо. Но очевидно, что исключительно под руководством самой Артемизии».

«Две причины, по которым искусствоведам трудно достичь консенсуса, — это недостаток подтвержденной информации об учениках, которые циклически посещали мастерскую Джентилески во время ее продолжительного пребывания в Неаполе, а также возникшее в те годы стилистическое разнообразие, отличавшее ее полотна. Обнаружение новых документов и недавние открытия, касающиеся изучения работ художницы, потребовали пересмотра атрибуции ее полотен, приписываемых ей и ее ближайшим ученикам», — говорит Шейла Баркер, адъюнкт-профессор истории искусств Пенсильванского университета. 

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+