18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт-проект Cosmodreams Марины Федоровой

Еще один манеж стал выставочным залом

Здание Манежа после реставрации. Фото: Арсений Россихин
Здание Манежа после реставрации.
Фото: Арсений Россихин

В подмосковном Звенигороде после реставрации открыли здание 1830-х годов, где до революции размещались склады и любительский театр, а в советское время — кинотеатр

Звенигородский государственный музей-заповедник 8 марта открыл после реставрации новое пространство — Манеж. Здание, возведенное в 1830-е годы, является самой старой сохранившейся светской постройкой города. Оно не богато архитектурной отделкой, однако имеет характерные арочные окна и широкие ворота, а также типичные для ампира пропорции.

Здание Манежа после реставрации. Фото: Арсений Россихин
Здание Манежа после реставрации.
Фото: Арсений Россихин

Первоначально здание использовалось как соляной склад и винный подвал; в последней четверти XIX века на него претендовало военное министерство, однако конной выездкой в нем никогда так и не занимались. В конце XIX столетия здесь обосновался любительский театр, и на афише его спектакля «На паях» впервые появилось название «Манеж», которое прижилось. Он стал главной общественной площадкой дореволюционного Звенигорода, где проводились городские и уездные театральные и музыкальные мероприятия.

С 1918 года Манеж функционировал как кинотеатр. В 1960-е годы его реконструировали: были наращены стены, появились два зрительных зала и фойе, и в итоге его площадь превысила 2 тыс. кв. м.

Манеж в Звенигородском государственным музее-заповеднике после реставрации. Фото: Арсений Россихин
Манеж в Звенигородском государственным музее-заповеднике после реставрации.
Фото: Арсений Россихин

В 1990-е годы бывший кинотеатр стал Центром культуры и отдыха, однако состояние его ухудшалось, с 2003 года он пустовал. В 2007-м его передали Звенигородскому музею-заповеднику, однако потом это решение было отозвано и здание было выставлено на публичные торги, что в итоге не принесло ощутимого результата. Преодолев этап, когда Манеж хотели превратить в ресторан или торговый центр, его вернули музею, и в 2019 году началась реконструкция, которая осложнялась тем, что постройка является вновь выявленным памятником истории и культуры регионального значения. На работы из бюджета Московской области в 2019 году было выделено 158 млн руб.

Залы Манежа после реставрации. Фото: Арсений Россихин
Залы Манежа после реставрации.
Фото: Арсений Россихин

В ходе реставрации был восстановлен архитектурный и художественный облик объекта XIX века и соединен с более поздними пристройками: демонтированы поздние диссонирующие крыльца и эвакуационные выходы, фасады окрашены в светло-охристый цвет, раскрыты арочные проемы, проем ворот и белокаменный цоколь. Фасады советской надстройки окрасили в более светлый по сравнению с историческим объемом оттенок, восстановили разрушенный венчающий карниз. Раскрытые арочные проемы и проем ворот, а также восстановленные утраченные глухие створки ворот на железных петлях стали акцентом интерьера, как сообщает Главное управление культурного наследия Московской области. Одной из ключевых идей реставрации было лишить здание флера советского дома культуры и возвратить ему ампирную стилистику.

Справка
Кто занимался реставрацией

Проект реставрации и инженерных сетей выполнило архитектурное бюро «Народный архитектор» (генеральный директор — Дмитрий Селивохин, автор проекта — архитектор Алексей Курков). Реставрация здания проведена ООО «Равелин». Реставрационные работы проходили в рамках программы правительства Московской области «Культура Подмосковья».

Еще…

«Проект восстановления и преобразования Манежа в музей имеет ключевое значение для Звенигорода, — говорил порталу Archi.ru соруководитель бюро «Народный архитектор» Дмитрий Селивохин. — По своей сути это один из символов города, который в силу различных обстоятельств оказался на грани уничтожения. Уже в современной истории здание Манежа несколько раз находилось под угрозой необратимых изменений, и для нас большая радость, что именно нам посчастливилось вернуть этот памятник культуры в городской ансамбль, тем более с такой чудесной функцией, как музей».

Залы Манежа после реставрации. Фото: Арсений Россихин
Залы Манежа после реставрации.
Фото: Арсений Россихин

Благодаря восстановлению Манежа музей получил дополнительную выставочную площадь, что поможет разгрузить экспозицию, ныне размещающуюся в Саввино-Сторожевском монастыре.

Специально подготовленная к открытию экспозиция заняла северный выставочный зал Манежа. Она посвящена истории города и ее ключевым фигурам и получила название «Звенигород. От земли до неба». Подлинные музейные экспонаты сопровождают 3D-визуализация археологических находок, анимация архивных документов и произведений искусства, объемные проекции на модели городища.

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+