18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Еще один манеж стал выставочным залом

Здание Манежа после реставрации. Фото: Арсений Россихин
Здание Манежа после реставрации.
Фото: Арсений Россихин

В подмосковном Звенигороде после реставрации открыли здание 1830-х годов, где до революции размещались склады и любительский театр, а в советское время — кинотеатр

Звенигородский государственный музей-заповедник 8 марта открыл после реставрации новое пространство — Манеж. Здание, возведенное в 1830-е годы, является самой старой сохранившейся светской постройкой города. Оно не богато архитектурной отделкой, однако имеет характерные арочные окна и широкие ворота, а также типичные для ампира пропорции.

Здание Манежа после реставрации. Фото: Арсений Россихин
Здание Манежа после реставрации.
Фото: Арсений Россихин

Первоначально здание использовалось как соляной склад и винный подвал; в последней четверти XIX века на него претендовало военное министерство, однако конной выездкой в нем никогда так и не занимались. В конце XIX столетия здесь обосновался любительский театр, и на афише его спектакля «На паях» впервые появилось название «Манеж», которое прижилось. Он стал главной общественной площадкой дореволюционного Звенигорода, где проводились городские и уездные театральные и музыкальные мероприятия.

С 1918 года Манеж функционировал как кинотеатр. В 1960-е годы его реконструировали: были наращены стены, появились два зрительных зала и фойе, и в итоге его площадь превысила 2 тыс. кв. м.

Манеж в Звенигородском государственным музее-заповеднике после реставрации. Фото: Арсений Россихин
Манеж в Звенигородском государственным музее-заповеднике после реставрации.
Фото: Арсений Россихин

В 1990-е годы бывший кинотеатр стал Центром культуры и отдыха, однако состояние его ухудшалось, с 2003 года он пустовал. В 2007-м его передали Звенигородскому музею-заповеднику, однако потом это решение было отозвано и здание было выставлено на публичные торги, что в итоге не принесло ощутимого результата. Преодолев этап, когда Манеж хотели превратить в ресторан или торговый центр, его вернули музею, и в 2019 году началась реконструкция, которая осложнялась тем, что постройка является вновь выявленным памятником истории и культуры регионального значения. На работы из бюджета Московской области в 2019 году было выделено 158 млн руб.

Залы Манежа после реставрации. Фото: Арсений Россихин
Залы Манежа после реставрации.
Фото: Арсений Россихин

В ходе реставрации был восстановлен архитектурный и художественный облик объекта XIX века и соединен с более поздними пристройками: демонтированы поздние диссонирующие крыльца и эвакуационные выходы, фасады окрашены в светло-охристый цвет, раскрыты арочные проемы, проем ворот и белокаменный цоколь. Фасады советской надстройки окрасили в более светлый по сравнению с историческим объемом оттенок, восстановили разрушенный венчающий карниз. Раскрытые арочные проемы и проем ворот, а также восстановленные утраченные глухие створки ворот на железных петлях стали акцентом интерьера, как сообщает Главное управление культурного наследия Московской области. Одной из ключевых идей реставрации было лишить здание флера советского дома культуры и возвратить ему ампирную стилистику.

Справка
Кто занимался реставрацией

Проект реставрации и инженерных сетей выполнило архитектурное бюро «Народный архитектор» (генеральный директор — Дмитрий Селивохин, автор проекта — архитектор Алексей Курков). Реставрация здания проведена ООО «Равелин». Реставрационные работы проходили в рамках программы правительства Московской области «Культура Подмосковья».

Еще…

«Проект восстановления и преобразования Манежа в музей имеет ключевое значение для Звенигорода, — говорил порталу Archi.ru соруководитель бюро «Народный архитектор» Дмитрий Селивохин. — По своей сути это один из символов города, который в силу различных обстоятельств оказался на грани уничтожения. Уже в современной истории здание Манежа несколько раз находилось под угрозой необратимых изменений, и для нас большая радость, что именно нам посчастливилось вернуть этот памятник культуры в городской ансамбль, тем более с такой чудесной функцией, как музей».

Залы Манежа после реставрации. Фото: Арсений Россихин
Залы Манежа после реставрации.
Фото: Арсений Россихин

Благодаря восстановлению Манежа музей получил дополнительную выставочную площадь, что поможет разгрузить экспозицию, ныне размещающуюся в Саввино-Сторожевском монастыре.

Специально подготовленная к открытию экспозиция заняла северный выставочный зал Манежа. Она посвящена истории города и ее ключевым фигурам и получила название «Звенигород. От земли до неба». Подлинные музейные экспонаты сопровождают 3D-визуализация археологических находок, анимация архивных документов и произведений искусства, объемные проекции на модели городища.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+