18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Личный художественный космос Наталии Опалевой на выставке в Русском музее

Автор текста
Милена Орлова
главный редактор The Art Newspaper Russia
Фрагмент экспозиции «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» в Государственном Русском музее. Фото: Василий Буланов/Государственный Русский музей
Фрагмент экспозиции «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» в Государственном Русском музее.
Фото: Василий Буланов/Государственный Русский музей

О чем интересном и важном говорит нам коллекция нонконформистов основателя и директора московского Музея AZ Наталии Опалевой, можно узнать на выставке в Мраморном дворце

В Мраморном дворце Русского музея на выставке «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» расположилось 200 работ почти 40 художников. Это уже вторая выставка, которую Наталия Опалева представляет в Русском музее (первая, «Лики / Лица / Морды», состоялась в прошлом году). Избранное из коллекции гастролировало в 2018 году в Италии в проекте «Новый полет на Солярис», который позднее стал частью грандиозной выставки «Свободный полет», устроенной музеем в бывшем здании ЦДХ, только-только присоединенном к Третьяковке. Многие вещи можно было видеть и на выставках, которые проводит Музей AZ в Москве, в своем пространстве. И все же нынешняя экспозиция, пожалуй, самая представительная с точки зрения и количества работ, и набора имен.

Выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» в Государственном Русском музее. Фото: Василий Буланов/Государственный Русский музей
Выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» в Государственном Русском музее.
Фото: Василий Буланов/Государственный Русский музей

«Это лучшие работы из моей коллекции, которую я собирала 20 лет», — говорит сама Наталия Опалева. Добавим, что сейчас ее собрание насчитывает 3 тыс. произведений, из них 1,5 тыс. — Анатолия Зверева, ключевой для коллекционера фигуры. Но в этот раз богемный гений показан на равных со своими коллегами — он представлен набором не самых типичных для него гуашевых супрематических композиций 1959 года.

Выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» в Государственном Русском музее. Фото: Василий Буланов/Государственный Русский музей
Выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» в Государственном Русском музее.
Фото: Василий Буланов/Государственный Русский музей

Неудивительно, что открытие выставки стало событием, собравшим художественную общественность обеих столиц. На вернисаже присутствовали и некоторые герои выставки: Сергей Бордачев, Гриша Брускин, семья Инфанте. Сын Франциско Инфанте и Нонны Горюновой Платон Инфанте создал видеоинсталляцию, где на двух экранах сменяют друг друга, как в лучах прожекторов, фрагменты тех самых художественных вселенных, но в целом космическую линию в оформлении дизайнер выставки Анатолий Голышев не стал акцентировать. Экспозиция в анфиладе из семи залов получилась скорее академически спокойной, чем драматически театральной. За редким исключением (в виде ранней работы Эрика Булатова «Сосна» 1964 года), художники представлены не одним, а несколькими произведениями, так что в результате сложился пасьянс из многих мини-персоналок — каждому из героев выделена стена или стенд. И такой подход кажется оптимальным.

Выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» в Государственном Русском музее. Фото: Василий Буланов/Государственный Русский музей
Выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» в Государственном Русском музее.
Фото: Василий Буланов/Государственный Русский музей

И хотя в подзаголовке и заявлено некое движение «от абстракции к артефакту», нет смысла прослеживать его хронологически, оно часто присутствует в творчестве одного и того же мастера, в самих работах, находящихся на этой зыбкой грани между фигуративностью и абстракцией. Скажем, раритетный Николай Вечтомов. Роль грозового всполоха в его пейзаже «Спорадический зверь» (1974) играет вмонтированная в живопись коряга, окрашенная в алый цвет. Или расположившиеся по соседству ассамбляжи Владимира Немухина, где игральные карты летают по холсту как супрематические единицы. А монументальный рельеф «Пророк» (1967) Владимира Янкилевского, где человеческая фигура уподоблена механизму? Даже всегда твердо стоявший на фигуративной почве Оскар Рабин кажется адептом лирической абстракции в «Поезде» 1959 года — так лихо тут похожий на гусеницу состав возносится куда-то в небеса. Эта картина принадлежала когда-то композитору Николаю Каретникову, и на выставке звучит его музыка.

Выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» в Государственном Русском музее. Фото: Василий Буланов/Государственный Русский музей
Выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» в Государственном Русском музее.
Фото: Василий Буланов/Государственный Русский музей

Та же история с произведениями Риммы Заневской (1930–2021), жены поэта Генриха Сапгира, которые стали небольшой сенсацией выставки: грань, где белый натюрморт с кувшином превращается в чистую геометрию, практически неразличима. Эта художница, входившая в группу кинетистов «Движение», только сейчас обретает должное признание, и тем более приятно видеть ее работы в составе важной коллекции.

Вообще же, женщин на выставке раз-два и обчелся. Лидия Мастеркова, Валентина Кропивницкая (это все «лианозовский» круг), Нонна Горюнова, в дуэте с Франциско Инфанте, и Римма Заневская-Сапгир. Вот и всё: 4 из 36.

Выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» в Государственном Русском музее. Фото: Василий Буланов/Государственный Русский музей
Выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» в Государственном Русском музее.
Фото: Василий Буланов/Государственный Русский музей

Отражает ли это реальную гендерную картину неофициального арт-сообщества? Или пора пересматривать архивы? Любая представительная подборка искусства определенного периода провоцирует на статистические наблюдения. Закономерно, что большинство художников принадлежат к московскому кругу — коллекционер-то тоже из Москвы, но примерно в такой же пропорции, как и женщины, представлены и ленинградские герои. Например, великолепный Евгений Рухин (особенно выделяется холст с мешковиной, где отпечатаны слова «да-да-да» и «нет-нет-нет»), Евгений Михнов-Войтенко, абстракционист с театральным бэкграундом. На вопрос, есть ли в коллекции лакуны, Наталия Опалева ответила, что да, конечно, она заинтересована в художниках ленинградской сцены, том же Михнове-Войтенко, но их трудно найти на рынке.

Фрагмент экспозиции «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» в Государственном Русском музее. Фото: Василий Буланов/Государственный Русский музей
Фрагмент экспозиции «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» в Государственном Русском музее.
Фото: Василий Буланов/Государственный Русский музей

Интересен и вопрос, как сегодня можно сформировать такую выдающуюся коллекцию, сопоставимую с самыми знаменитыми «старыми» собраниями аналогичного периода (кстати, некоторые герои опалевского собрания совпадают с теми, кого коллекционировал знаменитый Петер Людвиг, чей дар Русскому музею представлен буквально этажом ниже в Мраморном дворце — это, например, Гриша Брускин и Игорь Макаревич, работы которых выставлены там рядом с Джеффом Кунсом). Отчасти ответ — на афише выставки, на которой запечатлена фотография проводов Георгия Костаки из СССР, где коллекционер предстает в окружении его любимых художников. Наталия Опалева приняла эстафету от великого грека через его дочь Алики, подарившую новому музею Анатолия Зверева большое количество его работ.

Выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» в Государственном Русском музее. Фото: Василий Буланов/Государственный Русский музей
Выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» в Государственном Русском музее.
Фото: Василий Буланов/Государственный Русский музей

Как рассказывает сама Наталия Опалева в аудиогиде к выставке, ей также удалось купить на аукционах работы из собрания Якоба и Кенды Бар-Гера и из других известных коллекций. Куратор Андрей Ерофеев говорит, что одна из важных картин Владимира Немухина попала к Наталии Владимировне из его семьи (она была подарена художником его отцу-дипломату). В результате получился очень качественный срез искусства 1960–1970-х годов — многие завсегдатаи русских торгов, ныне упраздненных, точно оценят целых две стены с философскими натюрмортами Дмитрия Краснопевцева. Как и многое другое. Впрочем, было сделано все, чтобы выставка была интересной не только знатокам. Издан каталог; помимо взрослого аудиогида, подготовлен детский, а также всяческие приятные сувениры; снят фильм про эпоху оттепели.

Фрагмент экспозиции «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» в Государственном Русском музее. Фото: Василий Буланов/Государственный Русский музей
Фрагмент экспозиции «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» в Государственном Русском музее.
Фото: Василий Буланов/Государственный Русский музей

Естественно, что отбор художников этот очень личный. Если судить по выставке, то Наталия Опалева предпочитает художников-метафизиков — тут и Эрнст Неизвестный, и Михаил Шварцман, и Дмитрий Плавинский, — склонных к глобальным метафорам и обобщениям, тех, кто действительно апеллировал и апеллирует к чему-то высшему, к своему космосу — как гениальный Леня Пурыгин из Нары — или к вневременному — как какая-нибудь спираль Вячеслава Колейчука или геометрические паттерны Михаила Чернышева. И внезапно выясняется, что именно такое искусство сегодня выглядит очень своевременным, если не сказать современным.

Государственный Русский музей
«Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту. Коллекция Наталии Опалевой»
До 29 мая

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+