18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Борис Жутовский

Борис Жутовский в своей мастерской. Москва, 1977. Фото: RAAN
Борис Жутовский в своей мастерской. Москва, 1977.
Фото: RAAN

Легендарный художник Борис Жутовский, некогда раскритикованный Никитой Хрущевым на выставке художников-авангардистов в Манеже, скончался на 91-м году жизни

Художник Борис Жутовский (1932–2023) умер 8 марта. Совсем недавно, в декабре 2022 года, он отметил 90-летие. Борис Жутовский родился в 1932 году в Москве. Окончил Полиграфический институт и большую часть сознательной жизни зарабатывал на хлеб оформлением книг, которых сделал, по его собственным словам, более 2 тыc.

На выставке Эдуарда Штейнберга и Владимира Янкилевского в Горкоме графиков. Москва, 1978. Фото: RAAN
На выставке Эдуарда Штейнберга и Владимира Янкилевского в Горкоме графиков. Москва, 1978.
Фото: RAAN

«Очень светлый, мудрый и веселый человек, который, дожив до своих лет, так и не стал старым», — откликнулся на его уход журналист Станислав Кучер. «Скромный, негромкий, всем необходимый, мудрец, иронический, тонкий…» — написала радиоведущая Ксения Ларина. «Он до последних дней работал и находился в отличной человеческой и профессиональной форме», — присоединил к коллегам свой голос фотограф Виктор Горячев. «Ушла очень важная часть жизни. Кровоточащий кусок. Он был безмерно богат не только талантами, но и любовным интересом к людям», — написал политик Георгий Сатаров.

Самый известный эпизод биографии Жутовского — полемика с Никитой Хрущевым на знаменитой выставке «30 лет МОСХ» в Манеже в 1962 году. Художнику на тот момент было 29 лет. Хрущев его разнес в пух и прах, а позже, уже в отставке, просил прощения. За свою долгую жизнь Борис Иосифович рассказывал об этом происшествии множество раз, но любой его аудитории, даже уже знавшей эту историю, не надоедало слушать ее снова и снова.

Борис Жутовский. Серия «Ландшафт правой руки». 1989. Фото: RAAN
Борис Жутовский. Серия «Ландшафт правой руки». 1989.
Фото: RAAN

В 1960-е Жутовский писал абстракции в духе Элия Белютина, в студии которого занимался. Позже его абстрактные композиции стали пастозными и постепенно превратились в цветные рельефы, а затем в панно-ассамбляжи. Впрочем, эволюция Жутовского не была линейной — он запросто совмещал разные варианты самовыражения. В автобиографической книге «Как один день» (2009) опубликованы его потрясающие эротические скетчи, и они кажутся не менее ценными (а может быть, и более), чем большие абстракции с глубокомысленными названиями («Зачатие», например).

Широкому же зрителю Жутовский известен как портретист, автор грандиозного цикла «Последние люди империи». Количество сделанного им невероятно: за 40 лет в неизменной технике «бумага, черный карандаш» Борис Иосифович нарисовал более 300 портретов современников. В 2004-м часть портретов была издана как альбом.

Борис Жутовский. «Как один день». 1982–200… Фото: www.nasledie-rus.ru
Борис Жутовский. «Как один день». 1982–200…
Фото: www.nasledie-rus.ru

Главный же талант Бориса Жутовского состоял в том, что он обеспечивал коммуникацию между миром искусства и самой широкой внешней аудиторией. Он занимался этим нелегким делом и во времена застоя, и в перестройку, и в последние десятилетия. Он гениально давал интервью. У него был потрясающий низкий, гипнотический голос. С одинаковой легкостью он говорил об истории страны, науке, литературе, итальянском Ренессансе и Николае Фешине. Умение общаться составляло сердцевину его дара.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+