18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Русском музее завершается цикл показов Архива Анны Лепорской

Илья Чашник. Чашка (получашка) «Супрематизм». Форма Казимира Малевича. 1923. Государственный фарфоровый завод. Фото: Государственный Русский музей
Илья Чашник. Чашка (получашка) «Супрематизм». Форма Казимира Малевича. 1923. Государственный фарфоровый завод.
Фото: Государственный Русский музей
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Выставка произведений двух самых известных учеников Малевича — Николая Суетина и Ильи Чашника — построена на основе предметов из бывшего собрания Анны Лепорской, взявшей на себя обязанности секретаря и летописца его школы

Более 200 произведений, в основном рисунки, двух самых известных учеников Казимира Малевича. Этим проектом Государственный Русский музей завершает трехсерийный показ Архива Анны Лепорской — именно так, уважительно, с прописной буквы, исследователи творчества Малевича называют собрание рисунков, материалов и документов, сохраненных еще одной его ученицей, точнее сказать, адептом. В 1923 году Анна Лепорская взяла на себя обязанности секретаря и летописца его школы. Она собирала рисунки художников, их записки, планы занятий в Государственном институте художественной культуры, где директором был Малевич, фиксировала выступления на дискуссиях и семинарах.

Этот архив давно известен исследователям и частично публиковался. В 2017 году Русский музей получил подлинники от Раисы Стримайтис, ближайшей подруги Нины Суетиной — дочери Николая Суетина, приемной дочери Лепорской и жены Ильи Чашника-младшего. Таким образом, в ее загородном доме под Петербургом оказались материалы целого клана русских авангардистов трех поколений.

В составе архива — около полутора тысяч материалов. В 2018 году музей показал фонд Малевича, в начале 2022-го — фонд самой Лепорской. Теперь дошла очередь до Суетина и Чашника. Судьбы двух близких друзей еще со времен «витебского ренессанса» 1918–1923 годов сложились по-разному. Илья Чашник, непримиримый беспредметник, прожил всего 26 лет, успел стать первым среди равных учеников Малевича. Николай Суетин, прошедший с учителем весь путь от супрематических композиций до «крестьянских серий», на склоне лет вынужден был заниматься «сталинским фарфором».

В отличие от двух предыдущих серий, показ Суетина и Чашника (куратор выставки — Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка) — это не только более 100 их произведений, пять лет назад пополнивших коллекцию музея, но и поступившие ранее в собрание ГРМ — как от Нины Суетиной, так и из других источников. В проекте также участвуют Ивета и Тамаз Манашеровы, предоставившие произведения из своей коллекции.

Николай Суетин. Эскиз росписи стены. 1920. Витебск. Фото: Государственный Русский музей
Николай Суетин. Эскиз росписи стены. 1920. Витебск.
Фото: Государственный Русский музей

Русский музей выстроил архитектуру выставки по хронологии. В 1920–1921 годах Суетин нарисовал эскизы праздничных трибун, вывесок для магазинов и трамвая в Витебске. Они подписаны «Уновис. Суетин». «Утвердители нового искусства» видели супрематизм основой конструкции нового мира. Хорошо известна фотография «Уновисовцы во главе с Малевичем отправляются в Москву». На выставке показан суетинский эскиз оформления товарного вагона, в котором в 1920 году путешествовали художники.

Зал «ГИНХУК» — место, где встречаются супрематические опыты по росписи фарфора Суетина, главного художника Государственного фарфорового завода, и эскизы «архитектонов» — проекты зданий будущего, выполненные Чашником. На старых фотографиях хорошо видно, что на выставке «Картины петроградских художников всех направлений за пять лет. 1918–1923» в отсеке «Уновиса» центральное место занимают «Супрематические композиции» Чашника. В Архиве Лепорской сохранилась записка Малевича: «Чашник, надо решить чтобы комната была бы сделана как литой снаряд».

Дальше Суетин двигался по жизни и искусству без Чашника. В 1927–1928 годах он пишет свою самую известную постсупрематическую картину «Женщина с пилой». Это единственное живописное произведение на всей выставке. Еще несколько рисунков из «крестьянского цикла» находились в Архиве Лепорской.

Важную часть выставки представляют малоизвестные рисунки Суетина 1930–1940-х годов. Любопытно, как, будучи главным художником советских павильонов на всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939), он внедрял в «сталинский ампир» архитектонический дизайн выставочных залов. В конце 1943 года Суетин был назначен главным художником Музея блокады Ленинграда, который просуществовал до 1949 года. Эскизы оформления залов этого музея из Архива Лепорской экспонируются впервые. В финале, как оммаж семейству, большие архитектоны, воссозданные в 1970-е годы Ильей Чашником-младшим.

В архиве сохранились тетради с записями мыслей художников о беспредметном. «Беспредметность не есть отсутствие бытия, но обобщение процесса мысли» (Суетин). «Суть человеческого существования — беспредметное начало» (Чашник).  

Государственный Русский музей
«Николай Суетин и Илья Чашник. Из Архива Анны Лепорской»
До 15 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+