18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

В Русском музее завершается цикл показов Архива Анны Лепорской

Илья Чашник. Чашка (получашка) «Супрематизм». Форма Казимира Малевича. 1923. Государственный фарфоровый завод. Фото: Государственный Русский музей
Илья Чашник. Чашка (получашка) «Супрематизм». Форма Казимира Малевича. 1923. Государственный фарфоровый завод.
Фото: Государственный Русский музей
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Выставка произведений двух самых известных учеников Малевича — Николая Суетина и Ильи Чашника — построена на основе предметов из бывшего собрания Анны Лепорской, взявшей на себя обязанности секретаря и летописца его школы

Более 200 произведений, в основном рисунки, двух самых известных учеников Казимира Малевича. Этим проектом Государственный Русский музей завершает трехсерийный показ Архива Анны Лепорской — именно так, уважительно, с прописной буквы, исследователи творчества Малевича называют собрание рисунков, материалов и документов, сохраненных еще одной его ученицей, точнее сказать, адептом. В 1923 году Анна Лепорская взяла на себя обязанности секретаря и летописца его школы. Она собирала рисунки художников, их записки, планы занятий в Государственном институте художественной культуры, где директором был Малевич, фиксировала выступления на дискуссиях и семинарах.

Этот архив давно известен исследователям и частично публиковался. В 2017 году Русский музей получил подлинники от Раисы Стримайтис, ближайшей подруги Нины Суетиной — дочери Николая Суетина, приемной дочери Лепорской и жены Ильи Чашника-младшего. Таким образом, в ее загородном доме под Петербургом оказались материалы целого клана русских авангардистов трех поколений.

В составе архива — около полутора тысяч материалов. В 2018 году музей показал фонд Малевича, в начале 2022-го — фонд самой Лепорской. Теперь дошла очередь до Суетина и Чашника. Судьбы двух близких друзей еще со времен «витебского ренессанса» 1918–1923 годов сложились по-разному. Илья Чашник, непримиримый беспредметник, прожил всего 26 лет, успел стать первым среди равных учеников Малевича. Николай Суетин, прошедший с учителем весь путь от супрематических композиций до «крестьянских серий», на склоне лет вынужден был заниматься «сталинским фарфором».

В отличие от двух предыдущих серий, показ Суетина и Чашника (куратор выставки — Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка) — это не только более 100 их произведений, пять лет назад пополнивших коллекцию музея, но и поступившие ранее в собрание ГРМ — как от Нины Суетиной, так и из других источников. В проекте также участвуют Ивета и Тамаз Манашеровы, предоставившие произведения из своей коллекции.

Николай Суетин. Эскиз росписи стены. 1920. Витебск. Фото: Государственный Русский музей
Николай Суетин. Эскиз росписи стены. 1920. Витебск.
Фото: Государственный Русский музей

Русский музей выстроил архитектуру выставки по хронологии. В 1920–1921 годах Суетин нарисовал эскизы праздничных трибун, вывесок для магазинов и трамвая в Витебске. Они подписаны «Уновис. Суетин». «Утвердители нового искусства» видели супрематизм основой конструкции нового мира. Хорошо известна фотография «Уновисовцы во главе с Малевичем отправляются в Москву». На выставке показан суетинский эскиз оформления товарного вагона, в котором в 1920 году путешествовали художники.

Зал «ГИНХУК» — место, где встречаются супрематические опыты по росписи фарфора Суетина, главного художника Государственного фарфорового завода, и эскизы «архитектонов» — проекты зданий будущего, выполненные Чашником. На старых фотографиях хорошо видно, что на выставке «Картины петроградских художников всех направлений за пять лет. 1918–1923» в отсеке «Уновиса» центральное место занимают «Супрематические композиции» Чашника. В Архиве Лепорской сохранилась записка Малевича: «Чашник, надо решить чтобы комната была бы сделана как литой снаряд».

Дальше Суетин двигался по жизни и искусству без Чашника. В 1927–1928 годах он пишет свою самую известную постсупрематическую картину «Женщина с пилой». Это единственное живописное произведение на всей выставке. Еще несколько рисунков из «крестьянского цикла» находились в Архиве Лепорской.

Важную часть выставки представляют малоизвестные рисунки Суетина 1930–1940-х годов. Любопытно, как, будучи главным художником советских павильонов на всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939), он внедрял в «сталинский ампир» архитектонический дизайн выставочных залов. В конце 1943 года Суетин был назначен главным художником Музея блокады Ленинграда, который просуществовал до 1949 года. Эскизы оформления залов этого музея из Архива Лепорской экспонируются впервые. В финале, как оммаж семейству, большие архитектоны, воссозданные в 1970-е годы Ильей Чашником-младшим.

В архиве сохранились тетради с записями мыслей художников о беспредметном. «Беспредметность не есть отсутствие бытия, но обобщение процесса мысли» (Суетин). «Суть человеческого существования — беспредметное начало» (Чашник).  

Государственный Русский музей
«Николай Суетин и Илья Чашник. Из Архива Анны Лепорской»
До 15 мая

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+