18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фрагменты нелегкого прошлого собираются в целое

Михаил Соколов. «Чайка». Из цикла «Птицы». 1947. Фото: Ярославский художественный музей
Михаил Соколов. «Чайка». Из цикла «Птицы». 1947.
Фото: Ярославский художественный музей
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Публикацией последнего, четвертого тома, посвященного живописи Михаила Ксенофонтовича Соколова, завершен выпуск фундаментального каталога произведений этого художника, который оставил огромное наследие, несмотря на трудную судьбу

Подсчитать с абсолютной точностью, сколько времени заняла подготовка этого издания, не так легко. Идея возникла у московского коллекционера и издателя Юрия Петухова где-то в начале 2010-х, но понадобилось время, чтобы к ней подступиться на практике. В предисловии к первым трем томам, посвященным исключительно графике (они были опубликованы в 2018 году), Петухов говорил о двухлетнем процессе работы. Теперь сюда следует приплюсовать еще четыре с лишним года, потраченные на составление и издание финального тома, где представлена живопись Михаила Ксенофонтовича Соколова (1885–1947).

«Михаил Соколов. Том 4. Живопись». М.: Издатель­ство ЗАО «2К», 2022. 344 с.: ил.
«Михаил Соколов. Том 4. Живопись». М.: Издатель­ство ЗАО «2К», 2022. 344 с.: ил.

В эпоху расцвета группировок, объединений и творческих союзов он оставался намеренным и программным одиночкой, ярким индивидуалистом. Хотя в художественном мире у него имелось не так уж мало «родственных душ», прошедших через искусы авангарда и вернувшихся на новом витке к романтизированной предметности, все же Соколов был всегда сам по себе.

Среди его работ преобладала графика, но внутренне он тяготел к живописи — вот только условия его существования не способствовали появлению все новых и новых холстов. С 1923 года и почти до самого ареста осенью 1938-го он вместе с женой жил и работал в московском общежитии Пролеткульта — в девятиметровой комнате.

Но даже в сибирском лагере, на лесоповале, он ухитрялся создавать и отсылать почтой ряду московских адресатов поразительные пейзажные миниатюры. После досрочного — по состоянию здоровья — освобождения из неволи художник провел пять лет сначала в родном Ярославле, потом в Рыбинске. Из последних сил пытался, не всегда успешно, аккумулировать прежние разрозненные произведения в руках своей последней жены Надежды Розановой (1900–1956), дочери знаменитого философа. И из тех же последних сил продолжал заниматься искусством — на удивление плодотворно. Однако болезнь оставила ему слишком мало времени жизни.

Исследователи насчитывают более 6 тыс. его графических листов и 250 живописных произведений — многие из них собраны в нынешнем четырехтомнике. Надо заметить, что формулировка «каталог-резоне» впервые возникает лишь в последнем томе — так характеризует издание в целом директор Ярославского художественного музея Алла Хатюхина. Хотя в первом томе, уже давнем, Юрий Петухов вполне осознанно открещивался от притязаний на исчерпывающую полноту, предпочитая говорить о «фундаментальном справочном издании». И сейчас он тоже пишет не о каталоге-резоне, а о «максимально целостной картине живописного наследия».

Михаил Соколов. «Натюрморт с воблой». Начало 30-х. Фото: Ярославский художественный музей
Михаил Соколов. «Натюрморт с воблой». Начало 30-х.
Фото: Ярославский художественный музей

Расхождение в формальной оценке исследовательского жанра вполне объяснимо. Каталог-резоне — это свод всех известных произведений того или иного автора, однако в случае с Соколовым особенно сложно соблюсти энциклопедический принцип. Драматична была судьба не только самого художника, но и большинства его произведений; порой они исчезали куда-то при неясных обстоятельствах. Чудо, что столько всего сохранилось, и тем не менее часть наследия обретается неизвестно где — если только вообще не погибла. И наоборот, всплывают произведения, подлинность которых вызывает сомнения.

А еще существуют коллекции, где работы Соколова точно есть, но добраться до них нелегко. Например, в графических томах каталога отсутствовали экспонаты из Государственного музея искусств им. И.В.Савицкого в каракалпакском Нукусе. Только сейчас получилось воспроизвести те работы — так что не удивляйтесь, обнаружив в томе про живопись репродукции еще и ряда графических листов. Не всех, кстати, что там хранятся. Словом, до «химически чистого» статуса каталога-резоне ситуация не дотягивает, но по сути перед нами предел возможного на сегодня. И именно живопись в этом издании представлена наиболее полно.

Как раз о нукусском собрании работ Соколова идет речь в статье Мариники Бабаназаровой, бывшего директора музея. А про нелегкую судьбу живописного наследия художника в целом рассказывает статья Нины Голенкевич, еще одного автора-составителя каталога и большого знатока в этом вопросе. Юрий Петухов развивает тему биографических перипетий в небольшом эссе «Жизненные обстоятельства как способ формирования художественного стиля», а Елена Руденко в очерке «Французская школа Михаила Соколова» анализирует европейские корни этой живописи — как очевидные, так и потаенные.

Добавим, что если мысленно суммировать современные статьи и архивные материалы, опубликованные во всех четырех томах, то получится внушительный корпус текстов, посвященных биографии и творчеству главного героя. 

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
5
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+