18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Галактика русской абстракции охватила Русский музей

Владимир Янкилевский. Из серии «Тема и импровизация».    1962. Фото: Государственный Русский музей
Владимир Янкилевский. Из серии «Тема и импровизация». 1962.
Фото: Государственный Русский музей

Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»

Две сотни картин и рисунков 36 художников второй половины ХХ века полноценно представляют собрание Наталии Опалевой, известного коллекционера, создателя и генерального директора Музея AZ. Год назад в Государственном Русском музее состоялась выставка «Лики / Лица / Морды» из этой коллекции. Тогда в центре внимания были портреты, в том числе десятки замечательных автопортретов Анатолия Зверева. Теперь — продолжение знакомства петербуржцев с собранием Музея AZ.

Проект «Параллельные все
ленные» несет три важных
 сообщения. Первое: никогда не поздно начинать коллекционирование произведений тех художников,
 работы которых как будто
 давно разошлись по музеям
 и частным собраниям. Наталия Опалева стала собирать художников, которых называют вторым русским авангардом, нонконформистами, советским андерграундом, всего 20 лет назад с почти случайного посещения ярмарки «Арт-Манеж». К тому моменту само понятие «неофициальное искусство» ушло в область преданий, его представители были расставлены по полочкам истории русского искусства. Но именно Опалева заново вернула нынешней публике творчество Зверева, особенно раннего, искусство которого считалось чем-то из почетного, но прошлого.

Игорь Шелковский. «Рельеф». Серия «Орнаменты». 2016. Фото: Государственный Русский музей
Игорь Шелковский. «Рельеф». Серия «Орнаменты». 2016.
Фото: Государственный Русский музей

И отсюда вторая важная 
вещь: частному коллекцио
неру необходимо собирать искусство на основе субъективных оценок, исходя из личных пристрастий. А если он будет последовательно расширять свой собирательский кругозор, то его коллекция станет интересна многим. И тогда — третье — можно открывать общедоступный музей. Таким путем шли многие известные коллекционеры — от Павла Третьякова до Наталии Опалевой.

По словам Опалевой, на выставке «Параллельные вселенные» будут представлены лучшие работы из ее собрания. При их отборе было решено основным ядром экспозиции сделать абстракцию — ведь именно абстракция как стильстический прием занимала главное место на ранней стадии формирования так называемого неофициального искусства. Через абстракцию прошли многие художники-шестидесятники; тех, кто посвятил ей всю свою жизнь и творчество, гораздо меньше.

К абсолютным раритетам проекта относятся «Супрематические композиции», созданные Анатолием Зверевым в конце 1950-х годов. Художник «встраивает» Малевича в свой экспрессионистический вихрь. Эти рисунки Музей AZ получил в дар от Алики Костаки, дочери Георгия Костаки, легендарного собирателя русского неофициального искусства.

В свое время Костаки, увидев абстракции Лидии Мастерковой, был поражен их энергетикой. Как-то художница заметила: «Живопись должна быть не такой, чтоб можно было хватать предметы, а более трепещущей, и чтобы трепетала, жила каждая линия...» Именно таковы ее «Абстрактные композиции», представленные в «Параллельных вселенных».

Дмитрий Плавинский. «Мираж в Эгейском море». Фото: Государственный Русский музей
Дмитрий Плавинский. «Мираж в Эгейском море».
Фото: Государственный Русский музей

Строгие «Сигнальные системы» и «Библейский цикл» Юрия Злотникова вступают в диалог с экспрессивной абстракцией Льва Кропивницкого «Хоть эмоцио, хоть рацио» и с «Посвящением Баху» Владимира Немухина. Мерцающая «Композиция» Игоря Вулоха — со строго геометричной «Композицией» Михаила Чернышова. Абстрактные произведения петербургских художников представлены самыми известными именами: Глеб Богомолов («Структура»), Евгений Михнов-Войтенко (цикл «Хоралы»), Владимир Cтерлигов («Купол»).

«Параллельные вселенные» сходятся в работах Франциско Инфанте-Араны. Акварели «Спираль света» созданы в 1964 году, артефакты из цикла «Структуры» — в 1987-м. Анатолий Голышев, автор дизайн-концепции выставки, предложил образ ковчега с произведениями, плывущими по воображаемому Млечному Пути, который расположен в анфиладе из семи залов. Показ сопровождают медиаинсталляция Платона Инфанте, музыка авангардного композитора-шестидесятника Николая Каретникова и документальный фильм об эпохе оттепели, подготовленный Музеем AZ.

Государственный Русский музей
«Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту. Коллекция Наталии Опалевой»
До 29 мая 2023

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+