18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гори оно все ясным пламенем: Масленица в Никола-Ленивце

Церемония сожжения арт-объекта «Четвертая стена» студии «NOYD короткийметр». Фото: Дмитрий Раевский
Церемония сожжения арт-объекта «Четвертая стена» студии «NOYD короткийметр».
Фото: Дмитрий Раевский

В арт-парке «Никола-Ленивец» 25 февраля отметили Масленицу сожжением гигантского арт-объекта, в который замуровали жалобы и мольбы людей. Очистительный огонь поглотил все плохое

Традиционные масленичные гулянья в разных уголках страны едва ли заметно отличаются друг от друга. Кое-где пытаются запомниться самым большим блином и другими безыскусными рекордами, но на этом, пожалуй, все. А вот в местечке Никола-Ленивец в Калужской области Масленицу отмечают действительно по-особому: с языческой удалью и артистической эксцентрикой. Каждый год специально к мероприятию здесь выстраивают исполинский арт-объект, который затем предают огню вместо привычного обрядового чучела. В прошлом году, например, сожгли 23-метровую «Вавилонскую башню» по проекту архитектора Екатерины Поляковой, а в этом — 19-метровую «Четвертую стену» от студии «NOYD короткийметр».

Арт-объект «Четвертая стена». Фото: TANR/Елена Авдеева
Арт-объект «Четвертая стена».
Фото: TANR/Елена Авдеева

Объект «Четвертая стена» — это в действительности целые четыре стены, сомкнутые в гигантский полый куб. Его возводили около трех месяцев силами 20 человек. Физически конструкция была сложена из сена, веток, досок и других бросовых материалов (на фасаде, например, были закреплены старые двери и резные наличники), а метафорически — из пережитков прошлого, страхов, проблем и обид. Пока куб строился, любой желающий мог оставить на сайте проекта анонимное послание с описанием того, что его тревожит.

Арт-объект «Четвертая стена». Фото: TANR/Елена Авдеева
Арт-объект «Четвертая стена».
Фото: TANR/Елена Авдеева

Полученные письма собрали и поместили в настоящий сказочный сундук с цепями и навесным замком: в таком представляешь себе зайца, в котором утка и так далее. Но если в недрах фольклорного ларца спрятана смерть Кощея, то здесь — накопившиеся (в особенности за последний год) тяжелые переживания, от которых так хочется поскорее избавиться. Перед началом обряда сундук поместили в нишу внутри конструкции, чтобы его тоже поглотил огонь. Авторы проекта Игорь Апарин и Серафима Тельканова так прокомментировали концепцию: «В отличие от объектов прошлых лет, которые сами по себе были архитектурно красивы, мы решили сделать то, что не жалко сжечь. Это тупик, свалка наших страхов; то, от чего хочется избавиться немедленно».

Можно сказать, что в этот масленичный вечер от искры Прометея загорелся кубический ящик Пандоры со всеми горестями и несчастьями. Ассоциация из античных преданий могла бы показаться чужеродной по отношению к славянскому празднику, если бы не постмодернистский характер никола-ленивецкого действа. В нем смешалось все: и традиции русского скоморошества, и советская мифология, и заморские ритуалы, и даже образы поп-культуры.

Перформанс Affirmātiō. Фото: Дмитрий Раевский
Перформанс Affirmātiō.
Фото: Дмитрий Раевский

Речь идет о предварявшем сожжение куба перформансе Affirmātiō, который подготовили театральный режиссер Юрий Квятковский и драматург Михаил Дегтярёв. Сначала из динамиков донеслось: «Потерялся мальчик, Павлик Морозов». Затем появилась странная, почти босховская процессия: знаменосец с абстрактной хоругвью, несколько огненосцев, за плечами которых возвышались короба с пламенем, и группа современных скоморохов: кто в маске кота, кто — зайца, кто — Чужого. Они поджигали факелами подолы юбок танцовщиц в костюмах дервишей: кружась, те оказывались в кольце из пламени. И все это происходило под местами зловещую музыку Михаила Арчанги в духе dark ambient, которая, казалось, вот-вот пробудит древние хтонические силы.

Перформанс Affirmātiō. Фото: Анна Юхова
Перформанс Affirmātiō.
Фото: Анна Юхова

Пламя медленно подползало к «Четвертой стене» по желобам с сеном, пропитанным горючей жидкостью. Сам процесс сожжения Николай Полисский — основатель и идеолог арт-парка «Никола-Ленивец» — призывает воспринимать не как жертвоприношение, а как созидание: объект-заготовка превращается в огненную скульптуру. Ее соавтором становится другая стихия — воздух. «Ветер может поменять все, что ты продумал, — говорит Полисский. — В этом есть некая тайна».

Сожжение арт-объекта «Четвертая стена» студии «NOYD короткийметр». Фото: Дмитрий Раевский
Сожжение арт-объекта «Четвертая стена» студии «NOYD короткийметр».
Фото: Дмитрий Раевский

Вот и в этот раз ветер-демиург повел себя непредсказуемо, внезапно поднявшись к началу обряда. По задумке, в двух из четырех стен должен был прогореть круглый, как символ солнца, просвет, возвещающий надежду на лучшее. Окружности уже наметились, но конструкция внезапно рухнула. Впрочем, это было воспринято как добрый знак: гори оно все ясным пламенем!

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
3
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
4
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
5
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
6
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
7
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Картину Карла Брюллова из собрания Государственного Русского музея планируют очистить от потемневшего лака и поздних записей
22.03.2023
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+