18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гори оно все ясным пламенем: Масленица в Никола-Ленивце

Церемония сожжения арт-объекта «Четвертая стена» студии «NOYD короткийметр». Фото: Дмитрий Раевский
Церемония сожжения арт-объекта «Четвертая стена» студии «NOYD короткийметр».
Фото: Дмитрий Раевский

В арт-парке «Никола-Ленивец» 25 февраля отметили Масленицу сожжением гигантского арт-объекта, в который замуровали жалобы и мольбы людей. Очистительный огонь поглотил все плохое

Традиционные масленичные гулянья в разных уголках страны едва ли заметно отличаются друг от друга. Кое-где пытаются запомниться самым большим блином и другими безыскусными рекордами, но на этом, пожалуй, все. А вот в местечке Никола-Ленивец в Калужской области Масленицу отмечают действительно по-особому: с языческой удалью и артистической эксцентрикой. Каждый год специально к мероприятию здесь выстраивают исполинский арт-объект, который затем предают огню вместо привычного обрядового чучела. В прошлом году, например, сожгли 23-метровую «Вавилонскую башню» по проекту архитектора Екатерины Поляковой, а в этом — 19-метровую «Четвертую стену» от студии «NOYD короткийметр».

Арт-объект «Четвертая стена». Фото: TANR/Елена Авдеева
Арт-объект «Четвертая стена».
Фото: TANR/Елена Авдеева

Объект «Четвертая стена» — это в действительности целые четыре стены, сомкнутые в гигантский полый куб. Его возводили около трех месяцев силами 20 человек. Физически конструкция была сложена из сена, веток, досок и других бросовых материалов (на фасаде, например, были закреплены старые двери и резные наличники), а метафорически — из пережитков прошлого, страхов, проблем и обид. Пока куб строился, любой желающий мог оставить на сайте проекта анонимное послание с описанием того, что его тревожит.

Арт-объект «Четвертая стена». Фото: TANR/Елена Авдеева
Арт-объект «Четвертая стена».
Фото: TANR/Елена Авдеева

Полученные письма собрали и поместили в настоящий сказочный сундук с цепями и навесным замком: в таком представляешь себе зайца, в котором утка и так далее. Но если в недрах фольклорного ларца спрятана смерть Кощея, то здесь — накопившиеся (в особенности за последний год) тяжелые переживания, от которых так хочется поскорее избавиться. Перед началом обряда сундук поместили в нишу внутри конструкции, чтобы его тоже поглотил огонь. Авторы проекта Игорь Апарин и Серафима Тельканова так прокомментировали концепцию: «В отличие от объектов прошлых лет, которые сами по себе были архитектурно красивы, мы решили сделать то, что не жалко сжечь. Это тупик, свалка наших страхов; то, от чего хочется избавиться немедленно».

Можно сказать, что в этот масленичный вечер от искры Прометея загорелся кубический ящик Пандоры со всеми горестями и несчастьями. Ассоциация из античных преданий могла бы показаться чужеродной по отношению к славянскому празднику, если бы не постмодернистский характер никола-ленивецкого действа. В нем смешалось все: и традиции русского скоморошества, и советская мифология, и заморские ритуалы, и даже образы поп-культуры.

Перформанс Affirmātiō. Фото: Дмитрий Раевский
Перформанс Affirmātiō.
Фото: Дмитрий Раевский

Речь идет о предварявшем сожжение куба перформансе Affirmātiō, который подготовили театральный режиссер Юрий Квятковский и драматург Михаил Дегтярёв. Сначала из динамиков донеслось: «Потерялся мальчик, Павлик Морозов». Затем появилась странная, почти босховская процессия: знаменосец с абстрактной хоругвью, несколько огненосцев, за плечами которых возвышались короба с пламенем, и группа современных скоморохов: кто в маске кота, кто — зайца, кто — Чужого. Они поджигали факелами подолы юбок танцовщиц в костюмах дервишей: кружась, те оказывались в кольце из пламени. И все это происходило под местами зловещую музыку Михаила Арчанги в духе dark ambient, которая, казалось, вот-вот пробудит древние хтонические силы.

Перформанс Affirmātiō. Фото: Анна Юхова
Перформанс Affirmātiō.
Фото: Анна Юхова

Пламя медленно подползало к «Четвертой стене» по желобам с сеном, пропитанным горючей жидкостью. Сам процесс сожжения Николай Полисский — основатель и идеолог арт-парка «Никола-Ленивец» — призывает воспринимать не как жертвоприношение, а как созидание: объект-заготовка превращается в огненную скульптуру. Ее соавтором становится другая стихия — воздух. «Ветер может поменять все, что ты продумал, — говорит Полисский. — В этом есть некая тайна».

Сожжение арт-объекта «Четвертая стена» студии «NOYD короткийметр». Фото: Дмитрий Раевский
Сожжение арт-объекта «Четвертая стена» студии «NOYD короткийметр».
Фото: Дмитрий Раевский

Вот и в этот раз ветер-демиург повел себя непредсказуемо, внезапно поднявшись к началу обряда. По задумке, в двух из четырех стен должен был прогореть круглый, как символ солнца, просвет, возвещающий надежду на лучшее. Окружности уже наметились, но конструкция внезапно рухнула. Впрочем, это было воспринято как добрый знак: гори оно все ясным пламенем!

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+