18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры

Выставка «От Ме­дичи до Ротшильдов. Мецена­ты, коллекционеры, благотво­рители» в Gallerie d’ Italia. Фото: Gallerie d’ Italia
Выставка «От Ме­дичи до Ротшильдов. Мецена­ты, коллекционеры, благотво­рители» в Gallerie d’ Italia.
Фото: Gallerie d’ Italia
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане

Что объединяет Ме­ди­чи, Ротшильдов и Дж.П.Мор­гана? Все они были банкирами, собравшими крупные художественные коллекции. Более развернутый ответ на этот вопрос можно найти на выставке в миланской Gallerie d’Italia «От Медичи до Ротшильдов. Меценаты, коллекционеры, благотворители» (до 26 марта). Экспозиция посвящена роли финансистов в создании и распространении произведений искусства, а также роли искусства в укреплении социального статуса банкиров. Она охватывает пять столетий истории Европы и США, включает 120 произведений, в том числе картины, рисунки, гравюры и бронзы, созданные такими художниками, как Микеланджело, Караваджо, Антонис ван Дейк, Ангелика Кауфман и Джорджо Моранди. Это большое исследование того, как, говоря словами французского социолога Пьера Бурдье, экономический капитал конвертируется в капитал культурный и символический.

«Банкиры — одна из самых многочисленных категорий коллекционеров во всем мире, — рассказывает один из кураторов выставки, Фернандо Маццокка. — Мы постарались продемонстрировать индивидуальный вкус каждого из них через приобретенные ими и созданные по их заказам работы. В результате складывается понимание утонченности каждого коллекционера».

Выставка «От Ме­дичи до Ротшильдов. Мецена­ты, коллекционеры, благотво­рители» в Gallerie d’ Italia. Фото: Gallerie d’ Italia
Выставка «От Ме­дичи до Ротшильдов. Мецена­ты, коллекционеры, благотво­рители» в Gallerie d’ Italia.
Фото: Gallerie d’ Italia

В числе широко известных покровителей искусств — могущественные правители Флоренции Козимо и Лоренцо де Медичи, вливавшие огромные деньги во флорентийское Возрождение, и кредитовавший пап римских сиенский финансист Агостино Киджи, для которого Рафаэль расписал фресками виллу Фарнезина в Риме. Посетители узнают, что по заказу семьи Торлония, знаменитой тем, что ей принадлежит самая крупная на сегодняшний день частная коллекция античной скульптуры, также создавались произведения искусства, в том числе скульп­тура «Геракл и Лихас» (1812), как говорит Маццокка, «вероятно, величайшая работа Антонио Кановы».

Выставка исследует и мотивы, которыми руководствовались покровители искусства. Одни жаждали личной славы, как Лоренцо де Медичи, портреты и бюсты которого авторства таких художников, как Пьетро Торриджано и Бронзино, представлены в экспозиции. Целью других было обогатить общество через искусство. Эндрю Меллон, унаследовавший банковскую империю, в 1937 году начал строить Западное крыло Национальной художественной галереи в Вашингтоне; после смерти мецената его сын передал в дар музею около тысячи картин, в том числе Рафаэля, Тициана и Клода Моне.

Маццокка рассказывает, что самые неожиданные открытия связаны с наименее известными фигурами. Так, французский банкир Эверхард Ябах приобрел коллекции римской семьи Лудовизи и английского короля Карла I. А собрание Иоахи­ма Генриха Вильгельма Вагнера, которое насчитывало 262 произведения и было самой большой частной коллекцией современного искусства своего времени в Пруссии, легло в основу Старой национальной галереи в Берлине.

Выставка «От Ме­дичи до Ротшильдов. Мецена­ты, коллекционеры, благотво­рители» в Gallerie d’ Italia. Фото: Gallerie d’ Italia
Выставка «От Ме­дичи до Ротшильдов. Мецена­ты, коллекционеры, благотво­рители» в Gallerie d’ Italia.
Фото: Gallerie d’ Italia

Выставка располагается в роскошном здании, прежде служившем штаб-квартирой банка Com­mer­ciale Italiana (Comit). Ныне это пространство входит в число четырех музеев сети Gallerie d’Italia, созданной банком Intesa Sanpaolo для экспонирования собственной коллекции. Основателем художественной коллекции банка Comit был Раффаэле Маттиоли, который широко известен как «банкир-гуманист».

Он сыграл важнейшую роль в экономическом и культурном возрождении Италии после Второй мировой войны и боролся за сохранение художественного наследия страны. В числе прочего он приобрел «Пьету Ронданини» (1564) Микеланджело для городского собрания Милана, чтобы не допустить ее вывоза в США. Кроме того, он активно поддерживал таких выдающихся художников, как Ренато Гуттузо и Джорджо Моранди, покупая у них произведения и заказывая им создание новых как в частном порядке, так и через банк.

Когда в конце 1990-х годов в результате слияния Comit с другими банками был образован Intesa Sanpaolo, художественная коллекция Comit легла в основу собрания, которое сейчас экспонируется в Gallerie d’Italia.

Физическим воплощением связи между музеями и Маттиоли служит созданный по заказу банкира «Натюрморт» (1946) Моранди, который выставляется впервые и замыкает экспозицию. 


Банковские коллекции в России

Масштабы формирования художественных коллекций банками в России пока не сопоставимы со странами Европы и США. Принято считать, что увлечение российских финансовых структур коллекционированием было надолго похоронено вместе с бесславно распроданным собранием «Инкомбанка», обанкротившегося в результате дефолта 1998 года. Тогда главная гордость коллекции — одна из авторских версий «Черного квадрата» Казимира Малевича — была продана «Гелосом» за $1 млн — сумму, не сравнимую со стоимостью работы на глобальном рынке. Однако и у нас в стране наберется несколько грамотно подобранных и достойных банковских коллекций искусства. Это и работы русских художников 1920–1930-х годов, собранные российским «ЮниКредит Банком», и разнообразная по составу коллекция казанского «Ак Барс Банка», и, разумеется, художественное собрание «Газпромбанка», посвященное отечественному искусству с начала 1990-х годов по сегодняшний день. Этот банк стремится приобретать не отдельные работы, а цельные проекты и, кроме того, инициирует создание художниками новых произведений. 

Gallerie d’Italia, Милан
«От Медичи до Ротшильдов. Меценаты, коллекционеры, благотворители»
До 26 марта

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+