18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера

Эдвард Хоппер. «Утреннее солнце». 1952. Фото: Whitney Museum of American Art, New York/2022 Heirs of Josephine N. Hopper/Licensed by Artists Rights Society (ARS), New York
Эдвард Хоппер. «Утреннее солнце». 1952.
Фото: Whitney Museum of American Art, New York/2022 Heirs of Josephine N. Hopper/Licensed by Artists Rights Society (ARS), New York
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий

Большая выставка «Нью-Йорк Эдварда Хоппера» объединила редко экспонируемые вещи с его самыми знаменитыми городскими пейзажами. Несмотря на некоторые пробелы — больше всего бросается в глаза отсутствие картины 1942 года «Полуночники», которую не удалось получить из Чикагского института искусств, — на выставке нет недостатка в выдающихся полотнах. Они ведут нас по ресторанам, офисам, театрам, мостам, крышам и туннелям, рассказывая долгую историю взаимоотношений художника с городом, в котором он прожил почти 60 лет.

Выставка «Нью-Йорк Эдварда Хоппера» в Музее американского искусства Уитни. Фото: Ron Amstutz/Whitney Museum of American Art
Выставка «Нью-Йорк Эдварда Хоппера» в Музее американского искусства Уитни.
Фото: Ron Amstutz/Whitney Museum of American Art

Нью-Йорк Эдварда Хоппера — это почти всегда город, который другие художники его эпохи игнорировали. Он изучал пустынные улицы, силуэты в окнах домов, тихую жизнь вдали от небоскребов. Нью-Йорк стал музой и зеркалом, на которое Хоппер проецировал собственную личность; в одном из интервью в 1963 году он признавался, что главной его задачей в искусстве было исследование самого себя. Его изображения Нью-Йорка никогда не задумывались как социальный комментарий или документ, хотя они, разумеется, неизбежно фиксировали важные этапы истории и преобразования города.

Эдвард Хоппер. «Манхэттенский мост». 1925–1926. Фото: Whitney Museum of American Art, New York/2022 Heirs of Josephine N. Hopper/Licensed by Artists Rights Society (ARS), New York
Эдвард Хоппер. «Манхэттенский мост». 1925–1926.
Фото: Whitney Museum of American Art, New York/2022 Heirs of Josephine N. Hopper/Licensed by Artists Rights Society (ARS), New York

Значительная часть экспонатов взята из не имеющей равных коллекции самого Музея Уитни, насчитывающей более 3 тыс. работ Эдварда Хоппера (его вдова Джозефина завещала музею наследие мужа). Более 200 произведений, охватывающих всю карьеру художника, экспонируются в огромном пространстве, где посетители могут двигаться по собственному маршруту по тематическим разделам, в числе которых «Горизонтальный город», «Реальность и фантазия», «Окно». Как объясняет куратор Ким Конати, такая структура призвана «имитировать опыт исследования города, по которому вы гуляете в одиночестве», и «подчеркнуть, что Хоппер часто возвращался к одним и тем же темам и мотивам».

Выставка «Нью-Йорк Эдварда Хоппера» в Музее американского искусства Уитни. Фото: Ron Amstutz/Whitney Museum of American Art
Выставка «Нью-Йорк Эдварда Хоппера» в Музее американского искусства Уитни.
Фото: Ron Amstutz/Whitney Museum of American Art

Среди самых сильных впечатлений раздел «Город в печатной графике» — объединивший ранние иллюстрации, рекламные работы и журнальные обложки Хоппера — который станет открытием для неискушенного зрителя, поскольку он демонстрирует и многогранность таланта художника, и его развитие.

Кураторам выставки удалось мастерски подчеркнуть связи между ранними иллюстрациями работы Хоппера и его поздними полотнами. Например, картину 1940 года «Офис ночью» они поместили рядом с несколькими ранними иллюстрациями Хоппера, изображающими офисные интерьеры.

Еще одна удача — раздел «Вашингтон-сквер», куда вошли полные нежности портреты жены Хоппера Джо вместе с завораживающей подборкой акварелей и рисунков.

Эдвард Хоппер. «Нью-Йоркский интерьер». 1921. Фото: Whitney Museum of American Art, New York/2022 Heirs of Josephine N. Hopper/Licensed by Artists Rights Society (ARS), New York
Эдвард Хоппер. «Нью-Йоркский интерьер». 1921.
Фото: Whitney Museum of American Art, New York/2022 Heirs of Josephine N. Hopper/Licensed by Artists Rights Society (ARS), New York

Однако в некоторых случаях компоновка работ вызывает недоумение. Так, пронзительная последняя картина Хоппера «Два комедианта» (1966), на которой он изобразил себя и жену в образе актеров комедии дель арте, вышедших на последний поклон, экспонируется рядом с не имеющей с ней ничего общего «Комнатой в Нью-Йорке» 1932 года, и зрителю не дается никакого сопроводительного текста, объясняющего важность «Комедиантов».

Больше всего поражает неожиданно яркая палитра городских видов Хоппера, опровергающая расхожее представление о том, что художник изображает город мрачным или меланхоличным.

Выставка «Нью-Йорк Эдварда Хоппера» в Музее американского искусства Уитни. Фото: Ron Amstutz/Whitney Museum of American Art
Выставка «Нью-Йорк Эдварда Хоппера» в Музее американского искусства Уитни.
Фото: Ron Amstutz/Whitney Museum of American Art

Хотя на первый взгляд героиня «Комнаты в Бруклине» может показаться отчужденной, теплота красок и прямоугольник золотого света, обрамляющий ее фигуру, говорят не только об одиночестве — тропе, который сам Хоппер считал слишком избитым.

«Нью-Йорк Эдварда Хоппера» — первая выставка Музея Уитни, построенная на переданном туда в 2017 году архиве Сэнборна — Хоппера. Это целый клад произведений искусства и артефактов, связанных с жизнью художника, которые прежде были недоступны и не экспонировались. Их собрал преподобный Артайер Сэнборн, бывший проповедник и хранитель дома в Найеке, где прошло детство Хоппера и где вплоть до своей смерти в 1965 году жила его сестра Марион. Этот дар послужил кураторским стержнем экспозиции, в которую впервые вошли записные книжки, письма и фотографии, дающие редкую возможность заглянуть в быт и частную жизнь художника.  

Музей американского искусства Уитни
«Нью-Йорк Эдварда Хоппера»
До 5 марта

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+