18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Пизанская башня стала прямее за 200 лет

Сегодня Пизанская башня устойчивее, чем на фото Лэса Андерсона полувековой давности.  Фото: Les Anderson
Сегодня Пизанская башня устойчивее, чем на фото Лэса Андерсона полувековой давности.
Фото: Les Anderson
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Международный комитет по сохранению башни подтвердил, что рискованные работы, предпринятые в 1990-е, чтобы уменьшить крен памятника, себя оправдали: башня стабильна и угол ее наклона даже уменьшился по сравнению с первоначальным состоянием

Сегодня, спустя почти 850 лет после начала строительства, «падающая» Пизанская башня, которая входит в число четырех архитектурных элементов кафедрального ансамбля на Пьяцца деи Мираколи, стоит чуть более прямо, чем прежде.

Первый камень колокольной башни в Пизе был заложен 9 августа 1173 года, но строительство 56-метрового сооружения завершилось лишь в 1350-м, и к тому времени в результате проседания фундамента оно стояло под уклоном приблизительно в 2,5 градуса. Ранее уже предпринимались попытки устранить крен, в частности в 1911 и 1938 годах, но проблема продолжала усугубляться. К началу 1990-х наклон башни составлял 5,5 градусов, или около 5 м от перпендикуляра. Тогда итальянские власти решили закрыть доступ к объекту для широкой публики и профинансировать работы по его стабилизации. Вход сюда открыли вновь лишь в 2001 году.

Пизанская башня. Фото: Куликов Константин / Фотобанк Лори
Пизанская башня.
Фото: Куликов Константин / Фотобанк Лори

Чтобы предотвратить дальнейшее увеличение наклона, в 1993 году был сформирован Международный комитет по сохранению башни под председательством профессора инженерного дела Туринского политехнического университета Микеле Ямельковски и под техническим руководством профессора инженерного дела Имперского колледжа Лондона Джона Берланда.

Несмотря на мрачные прогнозы отдельных экспертов, комитет принял решение реализовать план, предложенный Берландом. С северной стороны под основанием башни выкопали несколько тоннелей и удалили небольшое количество земли, что позволило незаметно срезать склон. Постепенно наклон уменьшили на 1,9 тыс. угловых секунд, и башня вернулась в то же положение, в котором находилась в начале XIX века. Этого удалось добиться без вмешательства в саму каменную кладку.

В конце 2022 года комитет вновь собрался на конференцию в Пизе, чтобы обсудить действенность мер, предпринятых для стабилизации башни. Сейчас ее состояние расценивается как стабильное, но она по-прежнему уязвима, особенно перед лицом экстремальных погодных явлений. В частности, проливные дожди в Пизе в 2017 году вызвали опасения, что башня продолжит крениться или вовсе упадет. Хотя сегодня она устойчивее, чем прежде, не исключено, что вскоре может понадобиться новая спасательная операция. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+