18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Живопись лучше политики: биография художника на фоне изменчивой реальности

Юрий Ларин в своей мастерской в Козицком переулке. 1990-е. Фото: Семейный архив
Юрий Ларин в своей мастерской в Козицком переулке. 1990-е.
Фото: Семейный архив
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Судьба Юрия Ларина, сына Николая Бухарина, описана во всех подробностях, складывающихся в нечто большее, чем одна жизнь в искусстве советской эпохи. Сам же он под «предельными состояниями» понимал чисто эстетические коллизии

Наш коллега Дмитрий Смолев, редактор The Art Newspaper Russia, написал большую обстоятельную книгу о судьбе художника Юрия Ларина (1936–2014), сына Николая Бухарина, показав панораму жизни советской творческой интеллигенции и сформулировав популярное у большой ее части кредо.

Дмитрий Смолев. «Юрий Ларин. Живопись предельных состояний». М.: Новое литературное обо­зрение, 2023. 552 с.: ил. (Серия «Очерки визу­альности»).
Дмитрий Смолев. «Юрий Ларин. Живопись предельных состояний». М.: Новое литературное обо­зрение, 2023. 552 с.: ил. (Серия «Очерки визу­альности»).

Название книги «Юрий Ларин. Живопись предельных состояний», выпущенной издательством «Новое литературное обозрение», может слегка сбить с толку: непосредственно живописи в этом 500-страничном труде уделено от силы страниц 10. Но сам факт, что сын репрессированного политика, одной из важнейших фигур коммунистического движения, стал художником, причем художником-созерцателем, весьма далеким от какой-либо социальной повестки, а также история этого становления и составляют главную экзистенциальную интригу повествования. Не зря автор цитирует, и даже не один раз, высказывание своего героя: «Живопись лучше политики!»

И в то же время «предельные состояния» в заглавии сразу настраивают на тревожный лад. И правда, читателя ждет «крутой маршрут», пользуясь названием знаменитых хроник о сталинских репрессиях Евгении Гинзбург. И только в середине жизнеописания Юрия Ларина выясняется, что под «предельными состояниями» сам он понимал чисто эстетические коллизии, момент, когда на листе бумаги или холсте достигается равновесие между натурным изображением и почти абстрактной «музыкальностью».

Книга начинается со встречи матери с сыном. Сыну 20 лет, но он не помнит ее и не знает имени своего настоящего отца. После громкого процесса и расстрела в 1938 году Николая Бухарина его третья жена Анна Ларина была отправлена в лагерь, а усыновившие ее малолетнего сына родственники позднее сами попали под каток (приемный отец тоже был репрессирован), и ребенка отправили в детский дом.

Юрий Ларин. «Пляж». 2012. Серия «Малаховка». Фото: yuri-larin.com
Юрий Ларин. «Пляж». 2012. Серия «Малаховка».
Фото: yuri-larin.com

Для Дмитрия Смолева важно не просто написать «детский дом», а рассказать со всей возможной полнотой и деталями, что это за дом — в Средней Ахтубе под Сталинградом; что это за Ахтуба; почему специальный — это для детей «врагов народа» или что-то другое? Если дом носит имя Рубена Ибаррури, последует краткий пассаж о том, кто это. Автор не ленится съездить на место событий, прошерстить архивы. Так, из найденной справки о подсобном хозяйстве соседнего детского дома мы узнаем, что, помимо кур и прочей живности, там содержали верблюда. И подобная обстоятельность, тщательность и ответственность видны на каждой странице. Дмитрий Смолев использует мемуары, свои беседы не только с главным героем, но и со множеством людей из его окружения, привлекает разнообразные исследования. К примеру, если жена Ларина Инга Баллод работала в журнале «Наука и религия», свидетели нам расскажут, что это был за журнал в то время, о котором идет речь. Когда настает момент публичного признания художника, довольно позднего — а это случилось на его первой большой выставке в ЦДХ в 1989 году, совпавшей с выставкой Джорджо Моранди и вообще со звездным часом этой институции, — выяснится, что, например, в выставочном отделе тогда работало 12 искусствоведов.

Богатая фактура книги позволяет интерпретировать ее и с точки зрения классических сюжетов, к чему подталкивает и сам автор, подбрасывая в тексте подсказки. Так, биография его героя кажется компиляцией из Чарльза Диккенса (детский дом), Андрея Платонова (работа инженером-гидротехником в ужасном котловане строящейся ГЭС), Томаса Манна (туберкулезный санаторий), Сергея Довлатова (перипетии преподавания и бытования в творческом союзе), ну и наконец, даже Уильяма Шекспира (в фигуре главного героя чудится Гамлет, пытающийся отстоять честь отца).

Юрий Ларин. «Вид на церковь Сантана со стороны Сольчедо». 1994. Фото: yuri-larin.com
Юрий Ларин. «Вид на церковь Сантана со стороны Сольчедо». 1994.
Фото: yuri-larin.com

Желая подчеркнуть уникальность одной конкретной судьбы, избежать поверхностных обобщений, автор использует такое количество фактов и имен, что парадоксальным образом они уже тянут на что-то типическое. Достаточно сказать, что в именном указателе 560 (!!!) пунктов, и среди них Василий Шукшин, с которым герой книги делил квартиру, Генрих Людвиг, экстравагантный преподаватель Строгановки, или Стивен (Степан) Коэн, американец, написавший первую книгу о Бухарине, которую Ларин, фактически не зная английского языка, четыре года переводил на русский. Там встречаются Юрий Карякин, публицист эпохи перестройки, и поэт Валентин Берестов, диссиденты и высшие партийные чины, как Анастас Микоян, помогавший семье Бухарина — возможно, из чувства вины (он был среди тех, кто подписал Бухарину приговор).

Людям, привыкшим к разделению на официальное и неофициальное, Дмитрий Смолев предъявляет куда более сложную картину, рисует объемный портрет интеллигентского позднесоветского сообщества, где все были так или иначе связаны и четкой границы между «хорошими» нонконформистами и «плохими» официальными художниками нет.

И его герой, вполне вписавшийся в официальные структуры — он преподавал в Училище памяти 1905 года, ездил в дома творчества (их описание — отдельный бонус для тех, кто хочет понять советскую жизнь), получал мастерские (что такое мастерская для позднесоветского художника, тоже объясняется подробно), — находивший признание и среди коллекционеров, но при этом всегда остававшийся под надзором Большого Брата и рисковавший, — лучшая иллюстрация этой ситуации. Более того, как Ларин добивался реабилитации отца, случившейся только в 1988 году, так и Дмитрий Смолев настаивает на своеобразной реабилитации художников, оказавшихся вне актуальных трендов, и заставляет уважать их выбор «чистого искусства» на фоне всех сопутствующих обстоятельств. 

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+