18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Перепись многоцветной идеологии: где и как живут московские мозаики

Неизвестный художник. Панно в конференц-зале МГИМО. Проспект Вернадского, 76. 1976 (1983).  Фото: Джеймс Хилл
Неизвестный художник. Панно в конференц-зале МГИМО. Проспект Вернадского, 76. 1976 (1983).
Фото: Джеймс Хилл
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Путеводитель по столичным достопримечательностям в сфере монументального мозаичного искусства не ограничивается метрополитеном — замах издания гораздо шире. Выясняется, что таких объектов на поверхности гораздо больше, чем под землей

Уже много лет немецкое издательство Dom Publishers отказывается признавать, что в эпоху смартфонов жанр бумажных путеводителей скончался, и из года в год издает на разных языках удобно ложащиеся в руки книжицы с картами и отличной полиграфией. Это срабатывает, поскольку путеводители эти нишевые — для тех, кто любит и понимает именно архитектуру. Особенную любовь издатели питают к советскому периоду с его эндемиками. Отсюда долгое сотрудничество с Музеем архитектуры им. Щусева и публикация ряда русскоязычных книг. Новый путеводитель, на сей раз по мозаикам, успел в 2022 году выйти одновременно и на русском, и на английском; он продолжает серию, которая, надеемся, не заглохнет.

Джеймс Хилл, Евгения Куделина, Анна Петрова.  «Москва. Искусство для архитектуры. Советская монументальная мозаика 1925 – 1991 годов». Берлин: Dom Publisher, 2022. 314 с.
Джеймс Хилл, Евгения Куделина, Анна Петрова. «Москва. Искусство для архитектуры. Советская монументальная мозаика 1925 – 1991 годов». Берлин: Dom Publisher, 2022. 314 с.

Книгу эту так и тянет положить в карман, чтобы бродить с ней по городу, отыскивая запрятанные мозаики и зачитывая их описания. «Запрятанные» — верное слово. Когда мы говорим «московские мозаики», в первую очередь подразумеваем метрополитеновские. А ведь в столице еще много разного (в книге описано 140 объек­тов)! Без подземного, конечно, не обошлось, но основная часть издания посвящена работам, украшающим собственно город — жилые дома, библиотеки, госучреждения. Оказывается, на поверхности мозаик гораздо больше, чем в метро. И теперь понятно, куда стоит завернуть, куда попробовать вписаться и где надо задирать голову, вдруг попав в Гидрометцентр или главное здание МГУ.

Памятники в путеводителе разделены на три группы: ар-деко, соцреализм и постмодернизм. Причем соцреализм внезапно оказывается самым маленьким разделом: в него записано только пять объектов. А то, чем мы привыкли восхищаться в метро, — это, следуя авторской типологии, ар-деко. Самым большим и разнообразным оказался раздел о мозаиках, создававшихся с 1960-х. Здесь читателя ждут наиболее яркие сюрпризы.

А.А. Кулиев. Мозаика «Искусство». Фрагмент. Дворец культуры Первого государственного подшипникового завода (Театральный центр на Дубровке, Цирк танцующих фонтанов «Аквамарин»). Улица Мельникова, 7/1. 1974.  Фото: Джеймс Хилл
А.А. Кулиев. Мозаика «Искусство». Фрагмент. Дворец культуры Первого государственного подшипникового завода (Театральный центр на Дубровке, Цирк танцующих фонтанов «Аквамарин»). Улица Мельникова, 7/1. 1974.
Фото: Джеймс Хилл

Проект вырос из ошеломления, которое испытал поселившийся в Москве англичанин Джеймс Хилл, обладатель Пулитцеровской премии и World Press Photo. Три года он посвятил фотоохоте за мозаиками. Позже к проекту присоединились отечественные искусствоведы. С их помощью в 2020 году Хилл опубликовал подарочное издание «Монументальная мозаика Москвы. Между утопией и пропагандой. 1925–1991», сов­местный проект Центра современного искусства CUBE и издательства «Бомбора».

Последовавший затем путеводитель оказался более прикладным и иначе структурированным. Анна Броновицкая написала для него краткое, но мощное введение, где обрисовала историю техники в России и рассказала, почему советская мозаика так отличается от аналогов той же эпохи. А в конце книги приведен список из 300 с лишним объектов, многие из которых не удалось локализовать и сфотографировать. И это напоминает нам о том, что мозаика, несмотря на очевидную долговечность, один из самых уязвимых жанров: ее уничтожают вместе с домами. Так что новое издание не только путеводитель, но и своего рода Красная книга. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+