18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Перепись многоцветной идеологии: где и как живут московские мозаики

Неизвестный художник. Панно в конференц-зале МГИМО. Проспект Вернадского, 76. 1976 (1983).  Фото: Джеймс Хилл
Неизвестный художник. Панно в конференц-зале МГИМО. Проспект Вернадского, 76. 1976 (1983).
Фото: Джеймс Хилл
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Путеводитель по столичным достопримечательностям в сфере монументального мозаичного искусства не ограничивается метрополитеном — замах издания гораздо шире. Выясняется, что таких объектов на поверхности гораздо больше, чем под землей

Уже много лет немецкое издательство Dom Publishers отказывается признавать, что в эпоху смартфонов жанр бумажных путеводителей скончался, и из года в год издает на разных языках удобно ложащиеся в руки книжицы с картами и отличной полиграфией. Это срабатывает, поскольку путеводители эти нишевые — для тех, кто любит и понимает именно архитектуру. Особенную любовь издатели питают к советскому периоду с его эндемиками. Отсюда долгое сотрудничество с Музеем архитектуры им. Щусева и публикация ряда русскоязычных книг. Новый путеводитель, на сей раз по мозаикам, успел в 2022 году выйти одновременно и на русском, и на английском; он продолжает серию, которая, надеемся, не заглохнет.

Джеймс Хилл, Евгения Куделина, Анна Петрова.  «Москва. Искусство для архитектуры. Советская монументальная мозаика 1925 – 1991 годов». Берлин: Dom Publisher, 2022. 314 с.
Джеймс Хилл, Евгения Куделина, Анна Петрова. «Москва. Искусство для архитектуры. Советская монументальная мозаика 1925 – 1991 годов». Берлин: Dom Publisher, 2022. 314 с.

Книгу эту так и тянет положить в карман, чтобы бродить с ней по городу, отыскивая запрятанные мозаики и зачитывая их описания. «Запрятанные» — верное слово. Когда мы говорим «московские мозаики», в первую очередь подразумеваем метрополитеновские. А ведь в столице еще много разного (в книге описано 140 объек­тов)! Без подземного, конечно, не обошлось, но основная часть издания посвящена работам, украшающим собственно город — жилые дома, библиотеки, госучреждения. Оказывается, на поверхности мозаик гораздо больше, чем в метро. И теперь понятно, куда стоит завернуть, куда попробовать вписаться и где надо задирать голову, вдруг попав в Гидрометцентр или главное здание МГУ.

Памятники в путеводителе разделены на три группы: ар-деко, соцреализм и постмодернизм. Причем соцреализм внезапно оказывается самым маленьким разделом: в него записано только пять объектов. А то, чем мы привыкли восхищаться в метро, — это, следуя авторской типологии, ар-деко. Самым большим и разнообразным оказался раздел о мозаиках, создававшихся с 1960-х. Здесь читателя ждут наиболее яркие сюрпризы.

А.А. Кулиев. Мозаика «Искусство». Фрагмент. Дворец культуры Первого государственного подшипникового завода (Театральный центр на Дубровке, Цирк танцующих фонтанов «Аквамарин»). Улица Мельникова, 7/1. 1974.  Фото: Джеймс Хилл
А.А. Кулиев. Мозаика «Искусство». Фрагмент. Дворец культуры Первого государственного подшипникового завода (Театральный центр на Дубровке, Цирк танцующих фонтанов «Аквамарин»). Улица Мельникова, 7/1. 1974.
Фото: Джеймс Хилл

Проект вырос из ошеломления, которое испытал поселившийся в Москве англичанин Джеймс Хилл, обладатель Пулитцеровской премии и World Press Photo. Три года он посвятил фотоохоте за мозаиками. Позже к проекту присоединились отечественные искусствоведы. С их помощью в 2020 году Хилл опубликовал подарочное издание «Монументальная мозаика Москвы. Между утопией и пропагандой. 1925–1991», сов­местный проект Центра современного искусства CUBE и издательства «Бомбора».

Последовавший затем путеводитель оказался более прикладным и иначе структурированным. Анна Броновицкая написала для него краткое, но мощное введение, где обрисовала историю техники в России и рассказала, почему советская мозаика так отличается от аналогов той же эпохи. А в конце книги приведен список из 300 с лишним объектов, многие из которых не удалось локализовать и сфотографировать. И это напоминает нам о том, что мозаика, несмотря на очевидную долговечность, один из самых уязвимых жанров: ее уничтожают вместе с домами. Так что новое издание не только путеводитель, но и своего рода Красная книга. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+