18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Разглядеть Санкт-Петербург спустя полтора века

«Па­норама Английской набережной и Благовещен­ ского моста 1870 года». Фрагмент, представляющий собой отдельную фотографию. Фото: Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО
«Па­норама Английской набережной и Благовещен­ ского моста 1870 года». Фрагмент, представляющий собой отдельную фотографию.
Фото: Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Специалисты РОСФОТО отреставрировали уникальную составную фотографию Благовещенского моста и Английской набережной. Восстановление раритетной панорамы, долгое время хранившейся в неблагоприятных условиях, потребовало существенных усилий

Совместный проект Музея мостов (филиал Центрального музея железнодорожного транспорта РФ) и Музейно-выставочного центра РОСФОТО позволил восстановить редкую старинную фотографию. Панорама, зафиксированная полтора века назад, дала возможность современным исследователям в деталях изучить жизнь тогдашнего Петербурга.

Полное название редкого снимка — «Панорама Английской набережной и Благовещенского моста 1870 года» — почти такое же величественное, как и сама фотография: ее размеры — 231 на 67 см. По мнению Ирины Утешевой, старшего научного сотрудника научно-исследовательского отдела музея, подобных снимков больше нет ни в фондах Музея мостов, ни в других учреждениях. «Уверена, что эта фотография уникальна, — рассказала нашему изданию Ирина Утешева. — Уникальность ее не только в размерах, но и в технике исполнения, в невероятной детализации изображения, в композиции и искусстве монтажа».

Панорама состоит из четырех кадров, сделанных с одной точки, соединенных между собой в общую картину и закрепленных на деревянном подрамнике. Каждая из этих фотографий выполнена в технике альбуминовой печати контактным способом с использованием большой павильонной камеры и стеклянных пластин-негативов. Камеру подняли на второй этаж здания Академии художеств на Университетской набережной, откуда и были сделаны снимки. На панораме можно разглядеть многие дома и храмы, в том числе разрушенные после революции 1917 года.

«Па­норама Английской набережной и Благовещен­ ского моста 1870 года». Фотоателье «Класен Штегеман и Ко». После реставрации. Фото: Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО
«Па­норама Английской набережной и Благовещен­ ского моста 1870 года». Фотоателье «Класен Штегеман и Ко». После реставрации.
Фото: Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО

Благовещенский мост, первая постоянная переправа через Неву и первый арочный мост, был построен в середине XIX века по проекту военного инженера Станислава Кербедза. В 1930-е годы его перестроили по проекту Григория Передерия, изменившего первоначальный архитектурный замысел. В 2000-е годы в ходе реконструкции мосту вернули исторический облик. Панораму Английской набережной и Благовещенского моста в XIX веке выполнили мастера петербургского фотоателье «Класен, Штегеманн и Ко», располагавшегося на 7-й линии Васильевского острова (штампы и печати ателье сохранились на оборотах паспарту). Эти фотографии в виде открыток продавались во второй половине XIX века в книжном магазине Фельтена, в доме № 20 по Невскому проспекту. По мнению исследователей, скорее всего, панорама и была сделана по заказу этого магазина.

Позже оригинал фотопанорамы передали в Центральный музей железнодорожного транспорта, один из старейших в мире научно-технических музеев, открытый в 1813 году. Как рассказала нам Елена Асташова, директор Музея мостов, экспонат обретался в здешних фондах почти 150 лет. В 2020 году, при подготовке выставки, посвященной истории Благовещенского моста, сотрудники обнаружили раритетный снимок, однако состояние его было к тому моменту очень плохим. Тогда музей обратился за квалифицированной помощью к специалистам РОСФОТО.

«Этому снимку очень повезло: он пережил революцию, войну, — считает Елена Асташова. — И мы очень рады, что мастера РОСФОТО вернули уникальную фотографию к жизни».

По словам Анны Асеевой, художника-реставратора высшей категории, несколько десятилетий фотография хранилась в ненадлежащих условиях, поэтому до начала реставрации необходимо было удалить множество ветхих и опасных материалов. В первую очередь жесткий деревянный подрамник. Из-за разрывов и трещин произведение с лицевой и тыльной сторон было покрыто плотным слоем пыли, поэтому важным этапом проведенных работ стал процесс обеспыливания.

«Па­норама Английской набережной и Благовещен­ ского моста 1870 года». Фотоателье «Класен Штегеман и Ко». До реставрации. Фото: Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО
«Па­норама Английской набережной и Благовещен­ ского моста 1870 года». Фотоателье «Класен Штегеман и Ко». До реставрации.
Фото: Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО

Серьезную проблему для реставраторов составляло и использование разных видов фотобумаги. «Бумага иссохла, стала очень хрупкой, ломкой, и нужно было продумать комплекс работ по насыщению фотографии влагой, — рассказала Анна Асеева. — Но при этом альбуминовая фотография, которая выполняется на очень тонкой бумаге, боится воды, что вызывало дополнительные трудности».

Главные сложности возникли из-за больших размеров панорамы. Чтобы ее перевернуть, сначала пришлось обработать оборотную сторону: подклеить разрывы, восполнить утраты. Только потом, перевернув фотографию, реставратор приступила к очистке изображения. Для этого использовались разные виды резиновой крошки и различные типы ластиков. После очистки лицевой части были убраны затеки и пятна на паспарту. В общей сложности комплекс реставрационных работ занял почти полгода.

Теперь эта панорама будет храниться в фондах музея, а для экспонирования в зале специалисты РОСФОТО выполнили ее уменьшенную копию. В 2023 году, к своему 210-летию, Центральный музей железнодорожного транспорта выпустит, как это было сделано во второй половине XIX века, небольшой тираж открыток с уникальным видом. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+