18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Покупательская активность снижается, качество произведений растет

Портрет светлейшей княгини Анны Ивановны Лопухиной Карла Брюллова был продан за 7 млн руб. на аукционе в Москве. Фото: Клуб коллекционеров графики
Портрет светлейшей княгини Анны Ивановны Лопухиной Карла Брюллова был продан за 7 млн руб. на аукционе в Москве.
Фото: Клуб коллекционеров графики
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Оборот российского рынка искусства по итогам 2022 года составил более $88 млн, коллекционеры все чаще предпочитают российские аукционы

Эксперты онлайн-пла­тформы для проведения аукционов Bid­spirit подвели итоги 2022 года. По их данным, оборот аукционов с февраля прошлого года снизился на 12% (очевидно, на это повлияли внешнеполитические события). Одновременно отмечается, что «заметно выросло качество предложения — на рынке оказалось большое количество крупных шедевров, которые в прежние времена могли уйти на зарубежные площадки».

До сих пор все сколько-нибудь значимые произведения русского искусства, которые по закону еще подлежат вывозу за рубеж, владельцы стремились выставить на русские торги Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams, которые проходили в Лондоне. В 2022 году проведение аукционов русского искусства как самостоятельной категории было приостановлено, наиболее значимые произведения русского искусства разошлись по торгам других категорий вроде «Искусства XIX века» или «Изделий из серебра», перекочевали с лондонских аукционов на парижские — словом, растворились в плотном графике бесчисленных торгов, которые проходят в разных уголках Европы и США. В то же время значительная часть российских коллекционеров, привыкших покупать за рубежом и составлявших ядро аудитории лондонских русских торгов, оказались забанены на международных аукционах. В этой ситуации, если у кого-то из владельцев первоклассных произведений искусства сейчас возникает необходимость продать их, им остается рассчитывать лишь на внутренний российский рынок.

Этим можно объяснить тот факт, что интерес к ультрадорогим лотам остался стабильно высоким. «Качественные предметы, как и раньше, продаются хорошо. Можно даже сказать, что интерес к ним вырос в условиях внешних ограничений. Пострадал сегмент недорогих, более „эмоциональных“ покупок. Сейчас коллекционеры стараются относиться к покупке более рационально», — поясняет основатель аукционного дома «Русская эмаль» Владимир Лабазов. Эксперты Bidspirit считают, что эта тенденция «показывает поддержку внутреннего рынка сообществом» и будет продолжена.

Композиция резная из кости «Изгнание Адама и Евы из Рая» в раме красного дерева. Санкт-Петербургские или Холмогорские мастерские. Конец XVIII в. Фото: Русская эмаль
Композиция резная из кости «Изгнание Адама и Евы из Рая» в раме красного дерева. Санкт-Петербургские или Холмогорские мастерские. Конец XVIII в.
Фото: Русская эмаль

Выход на рынок топовых вещей подтверждают и другие профессионалы, работающие в российском аукционном бизнесе. «В 2022-м на открытые торги поступили не менее значительные, а по некоторым позициям превосходящие по качеству и редкости произведения, чем в 2021 году, то есть дефицита хороших картин не было», — отмечает основатель и генеральный директор аукциона ArtSale.info Константин Бабулин. О причинах он говорит так: «В массе своей это люди, которые уезжали из страны и продавали свои коллекции». О том, что число коллекционеров искусства, скорее, снижается, зато оставшиеся пользуются моментом и активно обогащают свои собрания, косвенно свидетельствуют и цифры, предоставленные Bidspirit. Так, если в 2021 году количество активных пользователей платформы увеличилось в два раза — до 92 тыс. человек, то в 2022 году пришло всего 10 тыс. новых игроков, то есть прирост новых участников сократился значительно.

Зато в 2022-м появилось сразу несколько новых аукционов. В первую очередь это Аукционный дом Клуба коллекционеров графики, а также Петербургский аукционный дом. У истоков двух этих организаций стоит коллекционер Сергей Подстаницкий. «Рынок все больше переходит из галерей на аукционы, поскольку для покупателя аукцион выглядит более открытым и доступным. Среди огромного количества аукционов потребитель выбирает специализированные, потому что больше им доверяет, — отмечает он. — В них проще разобраться и что-то найти, чем среди огромных массивов различного материала». Под занавес прошлого года на аукционе Клуба коллекционеров графики за 15 млн руб. была продана первая часть коллекции икон музыканта Александра Липницкого. (Кстати, продажу коллекций целиком тоже можно отнести к тенденциям прошлого года.) Среди других рекордов клуба — 7 млн руб. за редкую акварель Карла Брюллова.

«Святой Иоанн Предтеча Ангел Пустыни». Начало XVIII в. Коллекция Александра Липницкого. Фото: Клуб коллекционеров графики
«Святой Иоанн Предтеча Ангел Пустыни». Начало XVIII в. Коллекция Александра Липницкого.
Фото: Клуб коллекционеров графики

Оборот российского арт-рынка по итогам 2022 года оценивается экспертами Bidspirit в $88 млн. За год оте­чественные аукционные дома реализовали через площадку порядка 232 тыс. предметов — на 11 тыс. меньше, чем в предыдущем году. Понятно, что это данные только одной платформы, но считается, что на ее долю приходится до 99% всех российских онлайн-торгов искусством. Получается, что снижение продаж в прошлом году было незначительным, особенно если учесть почти апокалиптические настроения, которые высказывали многие игроки арт-рынка весной. Еще один немаловажный фактор — феноменально хорошие итоги предшествовавшего, 2021 года. Тогда на повестке еще оставались пандемия и связанные с ней ограничения, торговля полностью ушла в интернет, но для арт-бизнеса он был одним из самых успешных. Сохранить те же темпы роста в следующем году было бы сложно, а тут еще и серьезные геополитические потрясения, пик которых пришелся на февраль — март и сентябрь — месяцы, традиционно считающиеся высоким сезоном для рынка предметов искусства.

Можно сказать, что если не весь внутренний рынок искусства, то аукционный уж точно выстоял и продемонстрировал устойчивость в сложных обстоятельствах. «Мы оказались в ситуации, когда бизнес замкнулся на внутреннем рынке. Это оказало как негативное, так и позитивное влияние. Если раньше коллекционеры предпочитали международные аукционы, то сейчас они тестируют не менее интересные отечественные. Постепенно закрома будут открываться, все чаще на торги будут выходить вещи, связанные с первыми именами. Уже сейчас это стало заметно на примере живописи и графики. По всей видимости, тенденция продолжится в 2023 году», — отмечает президент компании Bidspirit Александр Киселевский.

Что касается цен, то они, по мнению Константина Бабулина, «скорректировались в правильную сторону». «Когда в начале марта доллар стоил 150 руб., мы думали, что цены будут закладываться с запасом на 200, в торговле наступит кризис, предложение будет слабенькое и по таким ценам, по которым никто не будет покупать. И этого также не произошло», — говорит он.

Кстати, корректировка произошла именно при определении резервных цен, что означает здравый подход владельцев предметов. Разумеется, сами аукционы, как и прежде, могут преподнести сюрпризы. Например, композиция из кости на аукционе «Русской эмали» ушла с молотка за 1,2 млн руб. при стартовой цене лота в 165 тыс. руб. и стала одной из самых неожиданных продаж аукционного дома. Другой пример: ваза с горгульей XIX века производства завода братьев Корниловых, стартовая цена которой составляла 70 тыс. руб., в итоге достигла полумиллиона. В сегменте декоративно-прикладного искусства вообще отмечен рекордный рост стоимости продаж, а особой популярностью в том году пользовались изделия из фарфора и кости. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+