18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самый отчаянный караваджист заслужил первую выставку

Чекко дель Караваджо. «Флейтист». 1615-1620. Фото: Ashmolean Museum, Oxford
Чекко дель Караваджо. «Флейтист». 1615-1620.
Фото: Ashmolean Museum, Oxford
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Выставка в Бергамо посвящена жизни и творчеству Чекко дель Караваджо, одного из самых загадочных и талантливых учеников великого Микеланджело Меризи да Караваджо

Первая в истории экспозиция включает 19 из 25 приписываемых художнику картин, в том числе присланные такими грандами, как Галерея Уффици, Музей Прадо и Музей истории искусств в Вене. Они экспонируются бок о бок с произведениями художников, оказавших влияние на Чекко, включая работы самого Караваджо. Исследователи считают, что Чекко стал подмастерьем Караваджо в юном возрасте и позировал для некоторых из его полотен, в числе которых «Принесение в жертву Исаака» (около 1598) и «Амур-победитель» (около 1602), одновременно осваивая динамическую композицию, драматическое использование светотени и сложные драпировки, характерные для его учителя. Судя по архивам органов правопорядка, Чекко, как и Караваджо, случалось нарушать закон с применением насилия. Однако до сравнительно недавнего времени личность художника оставалась загадкой для ученых.

Выставка «Другой Караваджо. Чекко дель Караваджо. Примерный ученик, ученик-модель» в Академии Каррары. Фото: Accademia Carrara Bergamo
Выставка «Другой Караваджо. Чекко дель Караваджо. Примерный ученик, ученик-модель» в Академии Каррары.
Фото: Accademia Carrara Bergamo

Лишь в 1990 году искусствовед Джанни Папи установил, что за псевдонимом Чекко скрывался художник Франческо Бонери, родившийся, вероятно, в окрестностях Бергамо. Попытки узнать о нем больше осложняются отсутствием свидетельств и о рождении, и о смерти. «И при жизни, и после смерти художника вокруг него существовало своего рода damnatio memoriae («проклятие памяти». — TANR), — рассказывает Папи, который выступил куратором выставки. — Он был бунтовщиком, жившим по собственным правилам, и людям хотелось забыть о нем».

Выставка «Другой Караваджо. Чекко дель Караваджо. Примерный ученик, ученик-модель» в Академии Каррары. Фото: Accademia Carrara Bergamo
Выставка «Другой Караваджо. Чекко дель Караваджо. Примерный ученик, ученик-модель» в Академии Каррары.
Фото: Accademia Carrara Bergamo

Во время подготовки выставки удалось установить, что семьи Меризи и Бонери были, по всей видимости, тесно связаны (по словам Папи, представители обоих семейств упоминаются в числе гостей одной свадьбы в 1601 году). Проработав некоторое время в Риме, юный художник мог бежать в Неаполь вместе с Караваджо, после того как тот совершил убийство в 1606 году. Папи объясняет, что чувственность образов Караваджо, для которых, предположительно, позировал Чекко, по-видимому, свидетельствует о близких отношениях между ними. Он полагает, что выражающий принадлежность предлог del в прозвище молодого художника также намекает на их связь (а вот Чекко — это всего лишь уменьшительно-ласкательная форма имени Франческо).

Чекко дель Караваджо. «Мастер по изготовлению музыкальных инструментов». 1610. Фото: The Wellington Collection, Apsley House, London
Чекко дель Караваджо. «Мастер по изготовлению музыкальных инструментов». 1610.
Фото: The Wellington Collection, Apsley House, London

На выставке представлены выдающиеся работы Чекко, в том числе полное драматизма полотно «Изгнание торгующих из храма» (около 1613–1615) и картина «Мастер по изготовлению музыкальных инструментов» (1610), которую Пепи называет «очень амбициозной». «Мы получаем возможность увидеть, что Чекко был самым современным и, пожалуй, самым интеллектуальным из всех караваджистов», — говорит он.

За открывающим выставку разделом, посвященным неаполитанским картинам художника, следуют его работы на тему музыки и некоторые из самых чувственных его произведений. «Зрители смогут оценить, насколько бесстрашным был этот художник, — говорит Папи. — Они увидят, что он не шел на уступки и доводил уроки Караваджо до новых крайностей».  

Академия Каррары
«Другой Караваджо. Чекко дель Караваджо. Примерный ученик, ученик-модель»
До 4 июня

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+