18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Четверть века в Лондонской школе: высокая успеваемость, экстравагантное поведение

Паб Walmer Castle рядом с Камберуэллским колледжем искусств. В центре Джиллиан Эйрс и Генри Манди. 1948. Фото: Ад Маргинем Пресс
Паб Walmer Castle рядом с Камберуэллским колледжем искусств. В центре Джиллиан Эйрс и Генри Манди. 1948.
Фото: Ад Маргинем Пресс
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Подробный рассказ о жизни и становлении художников, знаменитых и не очень, живших в Лондоне в середине прошлого века. Мартин Гейфорд, автор книги «Модернисты и бунтари», тех легендарных времен не застал, но проникся ими весьма основательно

В заголовке книги Мартина Гейфорда «Модернисты и бунтари: Бэкон, Фрейд, Хокни и Лондонская школа» названы три автора, чьи имена прочно вписаны в историю мирового искусства. Но кроме них в этом труде представлено еще три десятка художников, живших в британской столице с послевоенного времени до 1970-х годов и только поэтому отнесенных к Лондонской школе. Ни стилистически, ни идеологически они не были связаны.

Мартин Гейфорд. «Модернисты и бунтари: Бэкон, Фрейд, Хокни и Лондонская школа»/Пер. с англ. М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. 352 с.: ил.
Мартин Гейфорд. «Модернисты и бунтари: Бэкон, Фрейд, Хокни и Лондонская школа»/Пер. с англ. М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. 352 с.: ил.

Одни из них тоже очень известны, хотя и меньше, чем титульные герои (Юэн Аглоу, Дэвид Бомберг, Р.-Б.Китай, Уильям Колдстрим, Бриджет Райли, Паула Регу, Грэхем Сазерленд), других знают только на родине. Но Гейфорду интересны все, поскольку «главные художники Лондона были яркими индивидуальностями, оригиналами и бунтарями». О каждом из них рассказано подробно. Все они как истинные индивидуалисты писали только по-своему, что не мешало ни общению, ни спорам, а то и дракам, происходившим в клубах и барах. Но только за Фрэнсисом Бэконом и Люсьеном Фрейдом автор следит на протяжении всей книги, выстроенной хронологически, отмечая этапы их становления, кризисы и победы. Дэвиду Хокни посвящена отдельная глава.

В книге обстоятельно описано влияние, оказанное на ее героев французским и американским искусством. Художественные открытия, совершенные в начале ХХ века в Париже, осознавались в консервативном Лондоне только в конце 1940-х годов. А через десять лет источник вдохновения переместился за океан («Американская жизнь имела необъяснимое очарование для лондонских высоколобых; на того, кто видел настоящий американский супермаркет, смотрели как на путешественника в будущее»). Хотя, подчеркивает Гейфорд, английский поп-арт от американского отличался живописной глубиной.

Сильвия Слей. «Участники выставки «Ситуация». 1961. Фото: Ад Маргинем Пресс
Сильвия Слей. «Участники выставки «Ситуация». 1961.
Фото: Ад Маргинем Пресс

С начала 1960-х зарубежная подпитка лондонцам была уже не нужна. «Современное искусство, перестав быть посмешищем или бесчинством, входило в моду», — пишет Гейфорд. Бунтарей и новаторов стали приглашать для оформления общественных и коммерческих пространств, они создавали визуальный образ «свингующего Лондона», причем не только своим искусством, но и собственным видом. «Одежда все чаще способствовала популяризации имиджа художников и даже критиков. Эллоуэй и Коулмен предпочитали роскошные американские костюмы из футуристического дакрона (полиэтилентерефталата). Тернбулл вернулся из поездки в Нью-Йорк, где он встречался с Ньюманом, Ротко и другими, в гангстерском костюме цвета электрик. Гордон Хаус, графический дизайнер и художник, сторонник живописи четких контуров, отдавал предпочтение образу „Мэдисон-авеню“ от Сесила Джи, в то время как сам Денни — стилю преппи».

Ну а Бэкон и Фрейд продолжали совершенствоваться и переживать кризисы. «Вероятно, отношение Бэкона к собственному искусству жестокого факта и трагического отчаяния — как бы он ни презирал абстракцию — продолжало беспокоить его и после возвращения в Лондон. Угроза состояла в том, что его творчество, которое еще десять лет назад казалось новым, ошеломляющим, возможно, начинало выглядеть старомодным».

Тимоти Беренс, Люсьен Фрейд, Фрэнсис Бэкон Фрэнк Ауэрбах, Майкл Эндрюс в ресторане Wheeler’s в Сохо. Лондон, 1963.  Фото: Джон Дикин
Тимоти Беренс, Люсьен Фрейд, Фрэнсис Бэкон Фрэнк Ауэрбах, Майкл Эндрюс в ресторане Wheeler’s в Сохо. Лондон, 1963.
Фото: Джон Дикин

Гейфорд родился в 1954 году, так что свидетелем тех событий не был, но сумел создать впечатление, что активно в них участвовал. Например, видел Лондон военного времени, а в нем мастерскую Фрейда и его товарища. «Это был осажденный город, едва избежавший вооруженного захвата. В соответствии с разорением, царившим вокруг, обстановка, созданная Фрейдом и Кракстоном, была полна обломков и растений с острыми листьями — и пропитана запахом смерти».

Эффект присутствия легко объясняется: «Модернисты и новаторы» написаны на основе интервью, которые автор брал у своих героев многие годы; книга наполовину состоит из цитат. Но также понятно, что ее написал историк искусства и критик, анализирующий и оценивающий («Когда абстракция стала нормой, многие художники почувствовали искушение разрушить ее язык, превратив ее в отображение чего-то реального. Граница всегда оставалась прозрачной»).

Выглядит русское издание «Модернистов и новаторов» стильно, иллюстраций в нем ровно столько, чтобы иметь представление, о чем пишет автор, и не отвлекаться на компьютерные поиски.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+