18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Ученая экскурсия по дивному саду, который никогда не отцветает

Джузеппе Арчимбольдо. Гротескный портрет «Флора». 1591. Фрагмент. Фото: Частное собрание
Джузеппе Арчимбольдо. Гротескный портрет «Флора». 1591. Фрагмент.
Фото: Частное собрание
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Книга Ольги Козловой «Искусство и флора: от Аканта до Яблони» предназначена для тех, кому отнюдь не все цветы надоели и кто склонен больше узнать об их тайных значениях или явных красотах. Если это и азбука, то чрезвычайно содержательная

Один из лучших способов освежить восприятие предмета занятий — посмотреть на него под новым углом. Именно такой, неожиданный ракурс выбрала Ольга Козлова в книге «Искусство и флора. От Аканта до Яблони», написав три десятка очерков о роли растений и их символическом значении в мировой художественной культуре. Эрудиция историка искусства тут счастливо совпала с хобби (в аннотации к изданию сообщается, что в 2020 году Ольга Козлова получила диплом Швейцарского союза флористов).

Ольга Козлова, Светлана Шехтер. «Искусство и флора. От Аканта до Яблони». М.: Слово/Slovo, 2022. 320 с.: ил.
Ольга Козлова, Светлана Шехтер. «Искусство и флора. От Аканта до Яблони». М.: Слово/Slovo, 2022. 320 с.: ил.

Помимо искусствоведческого обзора, каждая глава этой азбуки снабжена «ботаническим расследованием», как его называет автор. Оно поясняет, где произрастает то или иное растение, как именуется в науке и в быту, как выглядит в природе, какие виды чаще всего использовали художники. Например, в Древнем Китае любили изображать хризантемы с короткими лепестками, похожие на ромашки, а европейский модерн уже предпочитал огромные пушистые шары, и это связано не только с эстетикой, но и с успехами селекционеров.

Что касается выбора сюжетов и «героев», то иногда он вполне хрестоматиен, как в главах про акант, без которого бы не было колонны и классического ордера, или про фигу и ее знаменитый листок, прикрывавший срам и заодно маркировавший степень общественного ханжества. А иногда выбор этот совсем не очевиден. Так, воспоминания о советском детстве с выходами на демонстрации позволили Ольге Козловой назвать гвоздику «нашим цветком», но в самом тексте рассматривается не только революционное значение красных гвоздик, но и предшествующая традиция трактовки этого цветка, напоминающего гвоздь, как символа Страстей Христовых, а также противоположная по смыслу мусульманская линия, где гвоздика олицетворяла райское блаженство.

Ольга Козлова, Светлана Шехтер. «Искусство и флора. От Аканта до Яблони». М.: Слово/Slovo, 2022. 320 с.: ил.
Ольга Козлова, Светлана Шехтер. «Искусство и флора. От Аканта до Яблони». М.: Слово/Slovo, 2022. 320 с.: ил.

Глава на букву «л» называется «Лотос или кувшинка?» и представляет собой настоящий детектив. Как выясняется, под одним названием в истории фигурируют два совершенно разных растения — и их все время путают. Не хочется раскрывать интригу, но скажем, что лотосы на египетских папирусах гораздо ближе к кувшинкам Моне, чем к трону Будды. Роза как «королева цветов» заслужила развернутое повествование из пяти главок-лепестков, а глава на букву «ц» посвящена не отдельному растению, а жанру цветочного натюрморта, который расцвел во фламандской живописи.

Надо отдать должное умению автора составлять смысловые букеты. В книгу включены не только цветы (жасмин, ирис, мак, нарцисс, тюльпан и другие), но и плоды (земляника, виноград, яблоки), не только кусты (терн), но и целые деревья (ель, дуб, кипарис, пальма); встречаются растения и повсеместные, и редкие, а еще связанные с отдельными культурами и цивилизациями, как бамбук или сакура. Все это позволяет читателю легко перемещаться по искусству разных стран и эпох — из Китая в Нидерланды, из античности в романтизм, от христианства к буддизму, от миниатюр к архитектуре.

Ольга Козлова, Светлана Шехтер. «Искусство и флора. От Аканта до Яблони». М.: Слово/Slovo, 2022. 320 с.: ил.
Ольга Козлова, Светлана Шехтер. «Искусство и флора. От Аканта до Яблони». М.: Слово/Slovo, 2022. 320 с.: ил.

Обаяние книг подобного формата — для кофейного столика — в том, что их приятно не только читать, но и разглядывать картинки. И в этом смысле «Искусство и флора» не разочаровывает: иллюстрации тут великолепные, их много. Художник Светлана Шехтер сделала все, чтобы ее имя было вынесено на обложку в качестве соавтора.

Единственное, что немного раздражает в книге, — это повторяющийся бессмысленный совет: «Больше об этом вы можете узнать, погуглив в Интернете». Впрочем, встречаются ссылки на реальные онлайн-ресурсы с изображениями, а также множество справок-примечаний с расшифровкой терминов. Некоторая чрезмерность расшаркиваний перед читателем наводит на мысль, что автор то ли пытается замаскировать свою академическую эрудицию и очевидную «насмотренность», то ли, наоборот, комплексует, что выбрана такая легкомысленная тема — дескать, не судите строго, это всего лишь букварь! Как бы то ни было, «Искусству и флоре» Ольги Козловой можно смело пророчить такой же успех, какой был у книги ее мужа, искусствоведа Григория Козлова «Покушение на искусство», посвященной знаменитым арт-преступлениям. Не стоит делить аудиторию на мужскую и женскую, но всегда есть те, кого больше интересуют драматические события и скандалы, и тихие «ботаники», ищущие душевного спокойствия в природе и красоте. Вторым и адресована новая книга. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+