18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кирилл Авелев рассказывает о своей коллекционерской стратегии

Кирилл Авелев. Фото: Архив Кирилла Авелева
Кирилл Авелев.
Фото: Архив Кирилла Авелева
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Российский коллекционер и издатель, сравнивающий графику с поэзией, собравший впечатляющую коллекцию работ петербургских художников, разрабатывает тему, которую нередко называют широким термином «петербургский миф»

Полки на стенах петербургской квартиры Кирилла Авелева плотно забиты папками с работами на бумаге. Все оставшееся небольшое пространство увешано обрамленными рисунками; фоном звучат оперные арии. «Раньше в этом здании был французский книжный, в который ходил Пушкин, но никто не знает, где именно он находился», — рассказывает он. Очевидно, что страсть Авелева к коллекционированию родилась из его любви к своему городу, его истории, его художественным сокровищам и ускользающему, но вездесущему «петербургскому мифу». Когда он начал покупать произведения искусства в конце 1990-х, его первыми приобретениями были городские пейзажи, в том числе офорты Елены Новиковой (р. 1958), которые он купил в небольшой галерее в Летнем саду. И хотя круг его интересов со временем охватил самые разные темы — от книжной иллюстрации до ню, авторами работ неизменно были художники из Санкт-Петербурга. Он методично следил, чтобы в его коллекции были представлены все важные имена городской художественной сцены. «Я широко раскидывал свои сети, и художники, которых я не купил, до сих пор на меня дуются». И это всегда была графика, произведения на бумаге, по большей части черно-белые.

В петербургской квартире Кирилла Авелева. Фото: Архив Кирилла Авелева
В петербургской квартире Кирилла Авелева.
Фото: Архив Кирилла Авелева

Выбор произведений на бумаге как объекта коллекционирования сначала был сделан, скорее, интуитивно, но с годами стал более осмысленным. Авелев четко формулирует, что именно его привлекает. «В том, что касается художественного языка, графика строже, лаконичнее, более склонна оперировать знаками, обобщать, — объясняет он. — Графическое искусство можно сравнить с поэзией: правильные слова стоят в правильном порядке, в ней нет ничего избыточного, в то время как живопись похожа на роман Льва Толстого. Для меня графика — это квинтэссенция художественного творчества, потому что она полностью лишена материальности». Он приводит в пример ню своего любимого художника Петра Швецова (р. 1970), висящее в богатой позолоченной раме рядом с обеденным столом. «Посмотрите на нее… Она нарисована на салфетке!»

Александр Сколозубов. «Северо-венецианский гедонизм». 1977. Литография. Фото: Архив Кирилла Авелева
Александр Сколозубов. «Северо-венецианский гедонизм». 1977. Литография.
Фото: Архив Кирилла Авелева

Впервые Кирилл Авелев показал свое собрание широкой публике в 2001 году. Он организовал ряд выставок в государственных и частных музеях и галереях города, от «Эрарты» до выставочного зала «Манеж». Кроме того, он провел несколько персональных выставок в собственной квартире. Авелев быстро утратил интерес к приобретению работ через коммерческие галереи и начал посещать мастерские авторов. Ему понравилось общаться с художниками, и вскоре он начал все глубже погружаться в мир графических техник. Его завораживала эволюция идеи от первого наброска до конечного результата — гравюры. Он старается приобретать не только само произведение печатной графики, но и все наброски к нему.

Валентин Громов. «Кваренги. Публичная библиотека». 1983. Офорт. Фрагмент. Фото: Архив Кирилла Авелева
Валентин Громов. «Кваренги. Публичная библиотека». 1983. Офорт. Фрагмент.
Фото: Архив Кирилла Авелева

Один из ключевых принципов его коллекционерской стратегии — «от наброска к отпечатку». Поэтому переход от коллекционирования к издательскому делу произошел самым естественным образом. Ему удалось достать оригинальные рисунки Александра Флоренского (р. 1960) к культовому трехтомнику знаменитого писателя-эмигранта Сергея Довлатова, вышедшему в 1993 году (четвертый том появился тремя годами позже, в 1996-м. — TANR). Собрание было выпущено большим тиражом и стало обязательным элементом библиотеки каждой уважающей себя интеллигентской семьи в России. В 2008 году Кирилл Авелев решил издать иллюстрации в виде ограниченного тиража шелкографий. Затем последовали другие проекты, в том числе юбилейное издание графики Петра Швецова. «Я хотел таким образом отметить его сорокалетие и десятилетие с момента, когда я начал коллекционировать его произведения», — говорит издатель. Авелев обнаружил себя непреднамеренно идущим по стопам таких великих издателей livre d’artiste, как Ильязд (Илья Зданевич) и Амбруаз Воллар.

Татьяна Свирина. «По льду на Фонтанке». 2022. Литография. Фото: Архив Кирилла Авелева
Татьяна Свирина. «По льду на Фонтанке». 2022. Литография.
Фото: Архив Кирилла Авелева

Следующим шагом стал заказ графики непосредственно художникам для публикации в виде отдельных отпечатков или книг, выходивших ограниченным тиражом.

В последние пять-семь лет он несколько сместил фокус своего собрания на тему, которую нередко называют широким термином «петербургский миф». Его происхождение в изобразительном искусстве Кирилл Авелев прослеживает от художественного объединения начала ХХ века «Мир искусства», сформировавшегося вокруг одноименного журнала. В 1902 году в нем вышла статья художника и искусствоведа Александра Бенуа (1870–1960) «Живописный Петербург». «Это было радикально новое для того времени видение, — объясняет коллекционер. — Тогда Санкт-Петербург был столицей империи, городом полицейских участков и армейских бараков. Окутывающей его сейчас ауры мистической красоты, которую мы привыкли воспринимать как нечто само собой разумеющееся, не существовало».

Выставка «СПб Ч\Б МИФ» из коллекции Кирилла Авелева в ДК «Громов». Санкт-Петербург. 2021. Фото: Архив Кирилла Авелева
Выставка «СПб Ч\Б МИФ» из коллекции Кирилла Авелева в ДК «Громов». Санкт-Петербург. 2021.
Фото: Архив Кирилла Авелева

На протяжении многих лет Кирилл Авелев исследовал, как этот миф продолжал развиваться в произведениях петербургских-ленинградских художников разных поколений. Чтобы добавить современные работы, он обратился к художникам из поколения миллениалов, заказав троим из них серию графических работ, посвященных знаменитым архитекторам XVIII — начала ХХ века, чьи неоклассические ансамбли определили образ Санкт-Петербурга. Ася Маракулина (р. 1988), Алена Терешко (р. 1986) и Иван Чемакин (р. 1986) вступили в диалог с Джакомо Кваренги, Винченцо Бренной и Андреяном Захаровым соответственно. Художники изобразили неоклассический Петербург в том виде, в каком его задумывали эти архитекторы — как la citta ideale, идеальный город, не испорченный бездумной застройкой и ошибками городского планирования, допущенными последующими поколениями. Эти работы опубликовали в виде книг, вышедших ограниченным тиражом, дополнив их текстами ведущих искусствоведов и арт-критиков города.

Ася Маракулина. «Кваренги. Кабинет и Аничков мост». 2017. Литография. Фото: Архив Кирилла Авелева
Ася Маракулина. «Кваренги. Кабинет и Аничков мост». 2017. Литография.
Фото: Архив Кирилла Авелева

Некоторые из них осенью можно было увидеть на выставке «Комната К» («К» — одновременно первая буква слова «коллекционер» и имени «Кирилл») в Wynwood hotel на набережной канала Грибоедова, неподалеку от квартиры Авелева. С момента открытия в 2017 году этот отель с собственной стремительно растущей коллекцией искусства, амбициозной выставочной программой и художественными резиденциями стал важной точкой на карте современного искусства Санкт-Петербурга. Сейчас художникам-резидентам предлагают жить и работать прямо в номерах, но вскоре здесь откроется отдельная зона с просторными мастерскими. Графика из собрания Авелева экспонировалась в лобби, где ее могли видеть как гости отеля, так и посетители в любое время дня и ночи. Кроме того, была еще тайная часть выставки — в одном из номеров, «Комнате К», где экспозиция, состоящая из одного произведения искусства, менялась ежедневно.

«Каждый альбом имеет своего героя, местного персонажа, вроде бы неприметного, но определяющего атмосферу нашего бытования не менее архитектуры. Так, обложка альбома, посвященного Кваренги, „наполнена“ свежеогуречным ароматом корюшки, символа нашей балтийской гастрономии и идентичности, а в альбоме Захарова зудит комар, исконный обитатель невских болот и подвалов», — рассказывает коллекционер. 

Впервые опубликовано в издании Russian Art Focus 24 октября 2022

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
5
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+