18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве

Бляха-нашивка в виде оленя из погребения Чинге-тей-1. Конец VII — начало VI в. до н.э. Фото: Государственный Эрмитаж
Бляха-нашивка в виде оленя из погребения Чинге-тей-1. Конец VII — начало VI в. до н.э.
Фото: Государственный Эрмитаж
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей

Это первое после Аржана-2 выдающееся открытие, сделанное участниками Южно-Сибирской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа на территории Тывы за последние почти 20 лет. Сейчас в лабораториях музея идет интенсивная работа по сохранению уникальных вещей.

Тысячи изделий из золота, оружие, редкие предметы быта, монеты — с такой неожиданной находкой столкнулись этим летом архео­логи, проводившие раскопки кургана Чинге-Тей-1 в знаменитой Долине царей в Пий-Хемском районе Тывы. Исследования погребального комплекса Чинге-Тей-1 ведутся с 2008 года. Основной, «царский», курган этого памятника представляет собой двухметровую насыпь диаметром 75 м. Курган окружен рвом глубиной 3 м и диаметром 106 м. Захоронение, открытое в этом году археологами Эрмитажа, находилось в стороне от центра кургана.

«Это была редкая удача: грабители явно промахнулись мимо этой могилы, — рассказал TANR Константин Чугунов, ведущий сотрудник Эрмитажа, начальник Южно-Сибирской археологической экспедиции. — Вокруг было 9 ям, которые вырыли грабители, но они просчитались на 15 см, а нам повезло. Захоронение не тронули, хотя все погребение очень знатного молодого человека оказалось сильно вдавленным в землю, засыпанным камнями. Благодаря присутствию в экспедиции реставраторов нам удалось все спасти».

Из-за обвала камней могила была сильно деформированной и вдавленной в землю почти на 4 м. На этой глубине археологи обнаружили набор богато украшенного железного оружия: кинжал акинак, боевой топор чекан, лук в налучье, колчан со стрелами.

Ученым удалось установить, что погребение относится к концу VII — началу VI века до н.э.

К сожалению, предметы из железа сохранились очень плохо, как и вся органика. Зато в отличном состоянии золото. Одежду покойного и его колчан украшали почти 2 тыс. золотых бляшек в традиционном для скифов «зверином стиле». Золотые украшения в виде тигров и оленей стилистически перекликаются с находками из кургана Аржан-2.

По мнению ученых, тот факт, что в погребальном наряде были использованы штампованные, а не литые изделия из золота, часть из которых подвергалась ремонту, позволяет сделать вывод, что они открыли не царское захоронение, а могилу представителя скифской высшей знати.

Но самой важной находкой оказалось не золото. В этой могиле нашли стеклянную чашу работы ассирийских мастеров.

Она была раздавлена, но реставраторы из Эрмитажа уже почти восстановили ее. «Такого рода предметы из стекла практически не сохранились там, где их производили, — сообщил Константин Чугунов. — А курган в Туве неожиданно сохранил такую редкость. На мой взгляд, это самая значимая находка, хотя изделия из золота в традиционном скифском „зверином стиле“ тоже прекрасны».

Отдельно специалистами будут изучаться и останки древнего воина, извлеченные вместе со всем содержимым могилы и доставленные в Петербург. В Эрмитаже нет антропологов, поэтому все такого рода исследования, включающие генетический анализ, проводят специалисты Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры). По словам Константина Чугунова, им уже удалось собрать все лицевые кости и установить, что лицо покойного было раскрашено.

«Останки — всегда важный источник ценной информации, — подчеркивает он. — Кстати, образцы этого скелета уже взяты на генетический анализ. Исследованиями занимаются петербургские ученые».

По соглашению с правительством Республики Тыва все находки погребального комплекса Чинге-Тей-1 были привезены в Санкт-Петербург, а после тщательного изучения и обработки вернутся на родину. До этого Эрмитаж планирует провести большую выставку, посвященную работе своих архео­логов.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+