18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Не только булыжник. Весь Иван Шадр в Третьяковке

Иван Шадр. «Рабочий с молотом». 1922. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Шадр. «Рабочий с молотом». 1922.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

В Третьяковской галерее проходит выставка советского классика, где он представлен как лучшими образцами скульптуры, так и малоизвестной графикой

Широкой публике имя и творчество Ивана Шадра (1887–1941) знакомы преимущественно по скульптурной серии начала ­1920-х годов. «Рабочий с молотом», «Красноармеец», «Крестьянин», «Сеятель» — все они были созданы по заказу Гознака для воспроизведения на первых советских купюрах. Впоследствии эти фигуры не раз повторялись и варьировались. Но главным стало произведение Шадра под названием «Булыжник — оружие пролетариата» (1927), которое в гипсовом варианте экспонировалось на выставке к десятилетию Октября, было отлито в бронзе в 1947-м, уже после смерти автора, и обрело огромную популярность. Одна из позднейших копий установлена в московском парке Декабрьского восстания, а в ретроспективу включен музейный экземпляр.

На самом деле будущего ваятеля звали Иван Иванов. Звучало совсем не богемно, так что со временем появился Шадр — сокращение от названия города Шадринска Пермской губернии, где прошло его детство. Возможно, псевдоним этот был еще и формой проявления благодарности к малой родине: шадринская городская управа выплачивала юноше из бедной семьи стипендию в годы обучения и даже финансировала его европейскую стажировку. Впрочем, скульптурное поприще довольно долго конкурировало у него с музыкальным и актерским; лишь к началу 1920-х Шадр сделал окончательный выбор.

Иван Шадр. «Обнаженная на камне». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Шадр. «Обнаженная на камне».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В молодости он одно время обучался ваянию в парижской Академии де ла Гранд-Шомьер у Антуана Бурделя, однако истинным его кумиром был все же Огюст Роден, полагает сокуратор выставки, главный научный сотрудник отдела скульптуры Государственной Третьяковской галереи Лариса Бедретдинова. «Открывают выставку небольшие скульптурные эскизы, — комментирует она. — Один из них называется „Борьба за жизнь“, и в этом случае Шадр явно смотрел на „Врата ада“. А скульптура „Любовь“ — не менее явная аллюзия к роденовскому „Поцелую“. Хотя дореволюционных работ известно мало: все-таки Иван Шадр — главным образом скульптор советского периода».

«В нашей коллекции он представлен широко и лучшими своими работами, — говорит Лариса Бедретдинова, — но почти неизвестна его графика. А она интересна прежде всего тем, что это именно рисунки скульптора: наброски, эскизы разных памятников». Не случайно сокуратором выставки стала Елизавета Ефремова из музейного отдела графики: работ на бумаге здесь представлено даже больше, чем произведений скульптуры. А еще есть один живописный холст — устроители сочли, что хрестоматийный «Портрет скульптора Ивана Шадра» (1934) кисти Михаила Нестерова как нельзя лучше подходит в качестве эпиграфа к экспозиции.

Иван Шадр. «Советский павильон». 1938. Эскиз варианта павильона СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Шадр. «Советский павильон». 1938. Эскиз варианта павильона СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Отдельная тема в ней — нереализованные проекты. Например, «Памятник мировому страданию», которым Шадр был увлечен в середине 1910-х годов. «Предполагался огромный ансамбль, — рассказывает Лариса Бедретдинова. — Двор, огороженный гранитными плитами, вход в ворота Вечности с аллегорическими фигурами в духе египетских статуй, внутри — озеро Слез, обрамленное тополями и кипарисами. Завершать ансамбль должна была пирамида Страданий, в последнем зале которой помещалась часовня Воскресения, дарующая надежду». Этот проект был утвержден Московской городской думой для увековечения памяти жертв Первой мировой войны. Даже после революции рассматривалась возможность его адаптации к новым реалиям, но не вышло, конечно. Сохранился лишь небольшой набросок, показанный сейчас на выставке.

А еще здесь представлено то, что было все-таки воплощено, однако до экспозиции «в офлайне» не добралось. Для знаменитой Сельскохозяйственной выставки 1923 года в Москве Шадр изготовил семиметровый горельеф «Борьба с землей». Его сначала отлили в гипсе, позднее перевели в бронзу, и этот экспонат хранится в Третьяковской галерее, но на выставку его не выдали: он готовится к реставрации. Оригинал заменила видеопроекция на стене — тоже семиметровая. 

Новая Третьяковка
«Скульптор Шадр. К 135-летию со дня рождения»
До 19 марта

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+