18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От нашего кондотьера — вашему: братская помощь уругвайским реставраторам

Для замены этого фрагмента уругвайской реплики статуи Гаттамелаты понадобилась помощь из Москвы. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Для замены этого фрагмента уругвайской реплики статуи Гаттамелаты понадобилась помощь из Москвы.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Оригинальный памятник военачальнику Гаттамелате был создан скульптором Донателло для города Падуи. Но у его реплик и копий появилась собственная жизнь. Одним из ее проявлений стало сотрудничество реставраторов из Москвы и Монтевидео

Эту новость породило удивительное скрещение истории и гео­графии. Пресс-служба Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина сообщила о помощи музея в восстановлении скульптуры, украшающей столицу Уругвая. Речь о легендарном конном памятнике кондотьеру Гаттамелате, воздвигнутом Донателло в середине XV века в итальянской Падуе. Вернее, о его бронзовой копии, что была торжественно открыта в 1950-х годах в Монтевидео. А в 2021 году, при начале ее реставрации, выяснилось, что у кондотьера украли шпоры (ведется административное расследование).

Памятник военачальнику Гаттамелате в Монтевидео. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Памятник военачальнику Гаттамелате в Монтевидео.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В мае того же года мэрия Монтевидео связалась с Мариной Лошак, дирек­тором ГМИИ, с просьбой помочь в восстановлении статуи. Почему обратились в Москву, а не в Падую? По той причине, что в конце XIX века профессор Иван Цветаев заказал идеально точный слепок памятника из тонированного гипса, украшающий сейчас Итальянский дворик. Как рассказал нам Игорь Бородин, заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ, оказалось, что когда-то сотрудники уругвайского музея в качестве туристов побывали в Москве и обратили внимание на «братскую» статую. Главное преимущество московского слепка перед падуанским оригиналом — его позиция: в Пушкинском музее он стоит на полу — в Италии же возвышается на постаменте высотой 8 м.

Процесс реставрации памятника. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Процесс реставрации памятника.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Другая причина может быть связана с давней коллизией. Бронзовый слепок «Гаттамелаты» для Монтевидео был заказан еще накануне Второй мировой войны. Этим занималась флорентийская мастерская Ferdinando Marinelli, ранее уже отправлявшая в Уругвай слепки «Давида» Микеланджело и конного памятника Бартоломео Коллеони авторства Андреа Вероккьо. Работы над копией возобновились после войны, но тем временем итальянское правительство успело принять закон, запрещающий вывоз реплик шедевров из страны. Уругвайский посол в Риме скандалил и давил; в итоге копию, законченную в 1955 году, выдали лишь спустя несколько лет.

Как рассказал нам Бородин, его сотрудники по просьбе уругвайцев провели 3D-сканирование обеих шпор кондотьера и выслали данные. В Монтевидео местные реставраторы, в свою очередь, методом 3D-печати распечатали файлы, получив точные копии шпор. Впрочем, устанавливать их на бронзовую статую нельзя: материалы, используемые при этом методе, еще не прошли проверку временем на прочность, к тому же их поверхность неидеальна. Так что «распечатки» были применены для формовки и дальнейшей отливки шпор старомодным способом из бронзы. Изготовленные фрагменты покрыли патиной и установили на место.

Копия шпор, созданная с помощью 3D-сканирования. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Копия шпор, созданная с помощью 3D-сканирования.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

По словам Бородина, метод цифрового сканирования с последующей объемной печатью пока только находит свое применение в музейной реставрации, и чаще всего оно вспомогательное. Технологии еще не доведены до совершенства, и результаты пока далеки от идеала. Из недавних случаев Игорь Бородин припомнил распечатку «Танцующего амурчика» того же Донателло. Копия использовалась реставраторами музея при сложных расчетах механизмов крепления. Очевидно, что с таким объектом экспериментировать гораздо безопаснее, чем с оригиналом.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+