18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От нашего кондотьера — вашему: братская помощь уругвайским реставраторам

Для замены этого фрагмента уругвайской реплики статуи Гаттамелаты понадобилась помощь из Москвы. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Для замены этого фрагмента уругвайской реплики статуи Гаттамелаты понадобилась помощь из Москвы.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Оригинальный памятник военачальнику Гаттамелате был создан скульптором Донателло для города Падуи. Но у его реплик и копий появилась собственная жизнь. Одним из ее проявлений стало сотрудничество реставраторов из Москвы и Монтевидео

Эту новость породило удивительное скрещение истории и гео­графии. Пресс-служба Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина сообщила о помощи музея в восстановлении скульптуры, украшающей столицу Уругвая. Речь о легендарном конном памятнике кондотьеру Гаттамелате, воздвигнутом Донателло в середине XV века в итальянской Падуе. Вернее, о его бронзовой копии, что была торжественно открыта в 1950-х годах в Монтевидео. А в 2021 году, при начале ее реставрации, выяснилось, что у кондотьера украли шпоры (ведется административное расследование).

Памятник военачальнику Гаттамелате в Монтевидео. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Памятник военачальнику Гаттамелате в Монтевидео.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В мае того же года мэрия Монтевидео связалась с Мариной Лошак, дирек­тором ГМИИ, с просьбой помочь в восстановлении статуи. Почему обратились в Москву, а не в Падую? По той причине, что в конце XIX века профессор Иван Цветаев заказал идеально точный слепок памятника из тонированного гипса, украшающий сейчас Итальянский дворик. Как рассказал нам Игорь Бородин, заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ, оказалось, что когда-то сотрудники уругвайского музея в качестве туристов побывали в Москве и обратили внимание на «братскую» статую. Главное преимущество московского слепка перед падуанским оригиналом — его позиция: в Пушкинском музее он стоит на полу — в Италии же возвышается на постаменте высотой 8 м.

Процесс реставрации памятника. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Процесс реставрации памятника.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Другая причина может быть связана с давней коллизией. Бронзовый слепок «Гаттамелаты» для Монтевидео был заказан еще накануне Второй мировой войны. Этим занималась флорентийская мастерская Ferdinando Marinelli, ранее уже отправлявшая в Уругвай слепки «Давида» Микеланджело и конного памятника Бартоломео Коллеони авторства Андреа Вероккьо. Работы над копией возобновились после войны, но тем временем итальянское правительство успело принять закон, запрещающий вывоз реплик шедевров из страны. Уругвайский посол в Риме скандалил и давил; в итоге копию, законченную в 1955 году, выдали лишь спустя несколько лет.

Как рассказал нам Бородин, его сотрудники по просьбе уругвайцев провели 3D-сканирование обеих шпор кондотьера и выслали данные. В Монтевидео местные реставраторы, в свою очередь, методом 3D-печати распечатали файлы, получив точные копии шпор. Впрочем, устанавливать их на бронзовую статую нельзя: материалы, используемые при этом методе, еще не прошли проверку временем на прочность, к тому же их поверхность неидеальна. Так что «распечатки» были применены для формовки и дальнейшей отливки шпор старомодным способом из бронзы. Изготовленные фрагменты покрыли патиной и установили на место.

Копия шпор, созданная с помощью 3D-сканирования. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Копия шпор, созданная с помощью 3D-сканирования.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

По словам Бородина, метод цифрового сканирования с последующей объемной печатью пока только находит свое применение в музейной реставрации, и чаще всего оно вспомогательное. Технологии еще не доведены до совершенства, и результаты пока далеки от идеала. Из недавних случаев Игорь Бородин припомнил распечатку «Танцующего амурчика» того же Донателло. Копия использовалась реставраторами музея при сложных расчетах механизмов крепления. Очевидно, что с таким объектом экспериментировать гораздо безопаснее, чем с оригиналом.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+