18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От ярмарочного балагана до Королевской академии

Леди, которую иногда считают автопортретом Сары Биффин. Фото: South West Heritage Trust
Леди, которую иногда считают автопортретом Сары Биффин.
Фото: South West Heritage Trust
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Творчество Сары Биффин, родившейся без конечностей, сегодня снова на пике интереса. Этой художнице XIX века, пробившейся к успеху вопреки всему, посвящен коллективный сборник исследований под выразительным названием «Без рук»

Уже при жизни Сары Биффин (1784–1850) ее деятельность получила широкое признание. Родившись в английском Сомерсете без рук и ног (из-за врожденного заболевания, известного теперь как синдром фокомелии), она научилась шить, писать и рисовать ртом. Начав со странствий по ярмарочным балаганам, Биффин в итоге добилась статуса профессионального портретиста-миниатюриста. Ее работы экспонировались в Королевской академии, а среди покровителей художницы были монаршие особы.

«Without Hands: The Art of Sarah Biffin»/Еmma Rutherford and Ellie Smith, eds, with contributions by Essaka Joshua, Alison Lapper and Elle Shushan. Paul Holberton Publishing. 80 с.: 50 цв. ил. £17,50. На английском языке
«Without Hands: The Art of Sarah Biffin»/Еmma Rutherford and Ellie Smith, eds, with contributions by Essaka Joshua, Alison Lapper and Elle Shushan. Paul Holberton Publishing. 80 с.: 50 цв. ил. £17,50. На английском языке

Несмотря на то что произведения Биффин входят в публичные коллекции и о ней даже есть запись в Оксфордском национальном биографическом словаре, до недавнего времени ее имя и наследие были подзабыты. Но внезапно все изменилось. На проведенной Sotheby’s в 2019 году распродаже коллекции Эрики Поль-Штрёер автопортрет Сары Биффин ушел за невероятные для художницы £137,5 тыс. А в 2020-м, снова на Sotheby’s, одна из ее филигранно выполненных акварелей с перьями, оцененная в £4–6 тыс., была продана за сумму более чем £60 тыс.

Книга «Без рук», сопровождающая выставку в лондонской галерее арт-дилера Филипа Молда (до 21 декабря), опубликована в тот момент, когда к Биффин возвращается прежняя слава. Мода на ее работы сов­пала с растущим интересом и коммерческим аппетитом к темам, касающимся разнообразия и инклюзивности. Однако эссе, включенные в это издание, выходят за рамки простого возрождения репутации.

Одна из многих автопортретных композиций Cары Биффин — «На ярмарке в Бери-Сент-Эдмунде». 1810. Фото: South West Heritage Trust
Одна из многих автопортретных композиций Cары Биффин — «На ярмарке в Бери-Сент-Эдмунде». 1810.
Фото: South West Heritage Trust

Элли Смит обнаружила важный факт: оказывается, это не родители предложили ее услуги ярмарочному шоумену мистеру Дюксу, а она сама заключила с ним контракт, когда ей исполнилось 20. Новая хронология подробно описывает маршруты ее путешествий в качестве диковины на местных ярмарках. А вот исследование Эммой Резерфорд искусства Биффин — автопортретов, акварельных натюрмортов (особенно изящных и искусно написанных перьев), пейзажных виньеток и портретных миниатюр на заказ — интересно тем, что работы оцениваются в контексте других успешных художников, ее современников и современниц, например Эммы Элеоноры Кендрик, а не через призму физической ущербности главной героини.

Хотя полностью отделить творчество Биффин от истории ее жизни невозможно. Глядя на автопортреты, где она представляет себя аристократкой, но с честным изображением своего облика, нельзя не задуматься о повседневных проблемах. Эссака Джошуа, специалист по истории инвалидности, предлагает именно этот важный ракурс. Хотя Биффин удавалось избегать чересчур уничижительных характеристик в свой адрес (например, ее довольно тактично, хотя и без сочувствия, упомянул в нескольких романах Чарльз Диккенс), на афишах ее позиционировали как «чудо без конечностей».

Сара Биффин. «Автопортрет». Фото: Wellcome Collection
Сара Биффин. «Автопортрет».
Фото: Wellcome Collection

На протяжении всей жизни Биффин между ней и ее ауди­торией складывалось непростое взаимодействие, сохраняющееся и сегодня, вспомнить хотя бы каталоги аукционов, где ее работы публикуются в сопровождении ярмарочной рекламы XIX века. Однако нынешний сборник предлагает гораздо более тонкий, деликатный и рефлексивный взгляд. В частности, важную роль в книге играет вступительное слово художницы Элисон Лаппер, которая, как и Биффин, родилась с фокомелией и чье тело в образе «Беременной Элисон Лаппер» Марка Куинна в 2005 году было выставлено на четвертом постаменте на Трафальгарской площади. Лаппер признается, что была «удивлена параллелями между нашими жизнями». Она больше, чем кто-либо другой, понимает и природу внимания, которое преследовало Биффин, и ее стремление добиться успеха. 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+