18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галерея JAM проложила путь импровизации и коллективизма

Палмер Хейден. «Подземка». Около 1941. Фото: The Governor Nelson A. Rockefeller Empire State Plaza Art Collection
Палмер Хейден. «Подземка». Около 1941.
Фото: The Governor Nelson A. Rockefeller Empire State Plaza Art Collection
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке посвящена галерее, которая в 1970–1980-х годах стала стартовой площадкой и источником поддержки цветных, в особенности чернокожих, художников-новаторов, и ее основательнице Линде Гуд Брайант

«Если искусство действительно принадлежит народу, то ему не помешало бы выбраться из затхлых, но безупречных музеев и побыть с людьми». Газетная вырезка с таким высказыванием Линды Гуд Брайант, основавшей Just Above Midtown (JAM) в 1973 году, открывает большую выставку в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA), рассказывающую об истории этой влиятельной галереи.

Ретроспектива помогает привлечь заслуженное внимание к художникам JAM и ее основательнице, ведь JAM служила главной стартовой площадкой и источником поддержки цветных, в особенности чернокожих, художников-новаторов. Это была больше чем галерея: персональные и групповые выставки, коллаборации и пространство для общения давали художникам возможность развивать собственную практику и укреплять связи друг с другом.

Фрагмент экспозиции «Just Above Midtown. Меняющиеся пространства» в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Фото: МоМА
Фрагмент экспозиции «Just Above Midtown. Меняющиеся пространства» в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Фото: МоМА

История JAM рассказывается в хронологическом порядке начиная с того времени, когда она располагалась в доме 50 на 57-й Западной улице (вплоть до 1979 года) в Нью-Йорке. С самого начала галерея была открыта экспериментам с разными материалами и техниками — там можно было увидеть печатную графику, текстиль, фотографию, ассамбляж, перформанс и живопись. В 1974 году Линда Гуд Брайант отметила, что аббревиатуру JAM можно интерпретировать как «толчея», «неформальная совместная импровизация музыкантов» или как «сорт варенья». Галерея сознавала свое особое положение в арт-индустрии и приветствовала коллективизм и импровизацию.

Скульптуры из колготок Сенги Ненгуди (которые можно обнаружить и в других разделах MoMA) появляются в экспозиции несколько раз, как и работы таких ее коллег по галерее JAM, как Сюзанна Джексон, Ховардена Пинделл и Марен Хассинджер. Контекстуализация этих работ и истории их создания помогают лучше понять роль Гуд Брайант. JAM стала сценой для этих художниц во времена, когда другие институции не были готовы дать им шанс.

Дэвид Хэммонс. «Ковер-самолет». 1990. Фото: МоМА
Дэвид Хэммонс. «Ковер-самолет». 1990.
Фото: МоМА

Фотографии рассказывают о повседневной жизни JAM — не только о многочисленных перформансах, проходивших в ее стенах, но и о том, как художники помогали Линде Гуд Брайант, сидя с двумя ее маленькими детьми. Невольно возникает вопрос: как ей все это удавалось? Об этой стороне истории можно узнать, разглядывая стены коридора, увешанные неоплаченными счетами, просьбами об отсрочке выплат и квитанциями. Архивные материалы подчеркивают человечность JAM и показывают, что ее выживание требовало невероятных усилий и преданности своему делу. JAM закрылась в 1986 году после того, как юридические проблемы вынудили галерею покинуть ее помещение.

На протяжении недолгого времени она продолжала существование в форме серии перформансов, пока Линда Гуд Брайант не переключилась на другие сферы деятельности, в том числе съемку документальных фильмов. Галерея Гуд Брайант продемонстрировала, что протестное искусство или документация общественных движений не единственные формы борьбы за равноправие в искусстве. И именно организация, формулирование особого видения и систематическая работа, направленная на реализацию этого видения, делают возможными перемены.

Кадр из фильма «А Negro, a Lim-o» Гаррета Бредли и Артура Джафы. Фото: МоМА
Кадр из фильма «А Negro, a Lim-o» Гаррета Бредли и Артура Джафы.
Фото: МоМА

В последнем зале на выставке рядом с «Ковром-самолетом» (1990) Дэвида Хэммонса проецируется новый фильм a Negro, a Lim-o Гаррета Бредли и Артура Джафы, созданный по специальному заказу для выставки и спродюсированный Гуд Брайант. Эти два произведения оказались между залами постоянной экспозиции музея, напоминая посетителям, что дух JAM может таиться где угодно.

Музей современного искусства (МоМА)
«Just Above Midtown. Меняющиеся пространства»
До 18 февраля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+