18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галерея JAM проложила путь импровизации и коллективизма

Палмер Хейден. «Подземка». Около 1941. Фото: The Governor Nelson A. Rockefeller Empire State Plaza Art Collection
Палмер Хейден. «Подземка». Около 1941.
Фото: The Governor Nelson A. Rockefeller Empire State Plaza Art Collection
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке посвящена галерее, которая в 1970–1980-х годах стала стартовой площадкой и источником поддержки цветных, в особенности чернокожих, художников-новаторов, и ее основательнице Линде Гуд Брайант

«Если искусство действительно принадлежит народу, то ему не помешало бы выбраться из затхлых, но безупречных музеев и побыть с людьми». Газетная вырезка с таким высказыванием Линды Гуд Брайант, основавшей Just Above Midtown (JAM) в 1973 году, открывает большую выставку в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA), рассказывающую об истории этой влиятельной галереи.

Ретроспектива помогает привлечь заслуженное внимание к художникам JAM и ее основательнице, ведь JAM служила главной стартовой площадкой и источником поддержки цветных, в особенности чернокожих, художников-новаторов. Это была больше чем галерея: персональные и групповые выставки, коллаборации и пространство для общения давали художникам возможность развивать собственную практику и укреплять связи друг с другом.

Фрагмент экспозиции «Just Above Midtown. Меняющиеся пространства» в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Фото: МоМА
Фрагмент экспозиции «Just Above Midtown. Меняющиеся пространства» в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Фото: МоМА

История JAM рассказывается в хронологическом порядке начиная с того времени, когда она располагалась в доме 50 на 57-й Западной улице (вплоть до 1979 года) в Нью-Йорке. С самого начала галерея была открыта экспериментам с разными материалами и техниками — там можно было увидеть печатную графику, текстиль, фотографию, ассамбляж, перформанс и живопись. В 1974 году Линда Гуд Брайант отметила, что аббревиатуру JAM можно интерпретировать как «толчея», «неформальная совместная импровизация музыкантов» или как «сорт варенья». Галерея сознавала свое особое положение в арт-индустрии и приветствовала коллективизм и импровизацию.

Скульптуры из колготок Сенги Ненгуди (которые можно обнаружить и в других разделах MoMA) появляются в экспозиции несколько раз, как и работы таких ее коллег по галерее JAM, как Сюзанна Джексон, Ховардена Пинделл и Марен Хассинджер. Контекстуализация этих работ и истории их создания помогают лучше понять роль Гуд Брайант. JAM стала сценой для этих художниц во времена, когда другие институции не были готовы дать им шанс.

Дэвид Хэммонс. «Ковер-самолет». 1990. Фото: МоМА
Дэвид Хэммонс. «Ковер-самолет». 1990.
Фото: МоМА

Фотографии рассказывают о повседневной жизни JAM — не только о многочисленных перформансах, проходивших в ее стенах, но и о том, как художники помогали Линде Гуд Брайант, сидя с двумя ее маленькими детьми. Невольно возникает вопрос: как ей все это удавалось? Об этой стороне истории можно узнать, разглядывая стены коридора, увешанные неоплаченными счетами, просьбами об отсрочке выплат и квитанциями. Архивные материалы подчеркивают человечность JAM и показывают, что ее выживание требовало невероятных усилий и преданности своему делу. JAM закрылась в 1986 году после того, как юридические проблемы вынудили галерею покинуть ее помещение.

На протяжении недолгого времени она продолжала существование в форме серии перформансов, пока Линда Гуд Брайант не переключилась на другие сферы деятельности, в том числе съемку документальных фильмов. Галерея Гуд Брайант продемонстрировала, что протестное искусство или документация общественных движений не единственные формы борьбы за равноправие в искусстве. И именно организация, формулирование особого видения и систематическая работа, направленная на реализацию этого видения, делают возможными перемены.

Кадр из фильма «А Negro, a Lim-o» Гаррета Бредли и Артура Джафы. Фото: МоМА
Кадр из фильма «А Negro, a Lim-o» Гаррета Бредли и Артура Джафы.
Фото: МоМА

В последнем зале на выставке рядом с «Ковром-самолетом» (1990) Дэвида Хэммонса проецируется новый фильм a Negro, a Lim-o Гаррета Бредли и Артура Джафы, созданный по специальному заказу для выставки и спродюсированный Гуд Брайант. Эти два произведения оказались между залами постоянной экспозиции музея, напоминая посетителям, что дух JAM может таиться где угодно.

Музей современного искусства (МоМА)
«Just Above Midtown. Меняющиеся пространства»
До 18 февраля

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
3
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
4
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
5
Новым директором Третьяковской галереи назначена Елена Проничева
Зельфира Трегулова, возглавлявшая главный музей национального искусства восемь лет, покидает должность в связи с истечением срока трудового договора
09.02.2023
Новым директором Третьяковской галереи назначена Елена Проничева
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+