18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом-музей Гейнсборо открылся после обновления и расширения

Дом-музей, посвященный художнику Томасу Гейнсборо, открывается в новом здании, спроектированном архитектурным бюро ZMMA. Фото: Hufton+Crow
Дом-музей, посвященный художнику Томасу Гейнсборо, открывается в новом здании, спроектированном архитектурным бюро ZMMA.
Фото: Hufton+Crow
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Городок Садбери, что в графстве Саффолк, вновь привлекает к себе туристов и поклонников искусства. Знаменитый художник, родившийся в этих местах, черпал здесь вдохновение на протяжении длительного периода в своей карьере

В узком переулке за домом, где прошло детство Томаса Гейнсборо (1727–1788), когда-то толпились в очереди безработные, чтобы попасть на городскую биржу труда. Теперь на ее месте возвышается новая галерея, фасад которой изя­щно облицован местной кремниевой галькой и кирпичом. Выставочное пространство появилось благодаря поддержке Фонда лотереи «Культурное наследие», проект реставрации и реконструкции обошелся в £10,5 млн. Дом-музей Гейнсборо вновь принимает публику с 21 ноября.

Из огромного окна на верхнем этаже открывается вид на крыши домов и пейзаж, вдохновлявший знаменитого художника. За рекой зеленеет луг — декорация самой известной картины Гейнсборо «Мистер и миссис Эндрюс» (около 1750), загадочной и оставшейся недописанной.

Дом, в котором родился Томас Гейнсборо. Фото: Hufton+Crow
Дом, в котором родился Томас Гейнсборо.
Фото: Hufton+Crow

Улица, на которой родился живописец, младший из девяти детей относительно преуспевавшего ткача, в 1897 году была переименована в Гейнсборо-стрит. А его дом, занесенный в список памятников архитектуры, был построен еще в Средние века, но при родителях художника обзавелся причудливым фасадом в георгианском стиле. В 1958 году он получил статус независимого музея. Магги Хэмблинг, покровительница «Друзей дома Гейнсборо», считает особняк «главной причиной, подтолкнувшей ее стать художницей», так как именно здесь она впервые увидела великое искусство.

Галерея в доме Гейнсборо. Фото: Hufton+Crow
Галерея в доме Гейнсборо.
Фото: Hufton+Crow

При этом само здание было удивительно неудобным. Нагромождение переходов и этажей, узкие лестницы и маленькие залы, а потолки такие низкие, что портреты в полный рост можно было развесить, лишь задевая карнизы и полы. Несмотря на усилия персонала и волонтеров, музей отставал от других по многим позициям, как говорит его директор Марк Биллс. Решением проблем стало строительство нового крыла. Его возвели рядом с садом, среди вековых деревьев. Ветви айвы, мушмулы и шелковицы качались на ветру еще во времена Томаса Гейнсборо. Сегодня из плодов тутового дерева варят варенье, которое продают в качестве сувенира.

Дизайн особняка поручили архитекторам из бюро ZMMA, за плечами которых — новые галереи в Музее дома в Лондоне и залы шотландского дизайна в филиале Музея Виктории и Альберта в Данди.

Временная выставка «Живопись Фландрии: фламандское искусство 1880-1914» в новой галерее дома-музея Гейнсборо. Фото: Hufton+Crow
Временная выставка «Живопись Фландрии: фламандское искусство 1880-1914» в новой галерее дома-музея Гейнсборо.
Фото: Hufton+Crow

Минуя просторный новый вход, посетители через две маленькие и одну очень большую (для крупных временных выставок) галереи попадают в зал постоянных экспозиций, декорированный специально сотканным темно-зеленым шелковым дамаском. Эта ткань — дар Хамфриса, одной из трех уцелевших мельниц в Садбери. А дополнительные галереи в старом особняке отведены для показа двух специальных коллекций: работ, подаренных фонду местным художником Седриком Моррисом, и личного собрания, связанного с другим известным уроженцем Саффолка, Джоном Констеблом (1776–1837) (эти экспонаты переданы музею в долговременное пользование потомками живописца).

Зал постоянных экспозиций в новой галерее дома-музея Гейнсборо. Фото: David Levene
Зал постоянных экспозиций в новой галерее дома-музея Гейнсборо.
Фото: David Levene

Не все из задуманного воплотилось в жизнь: проект пострадал сначала из-за коронавируса, а потом из-за политической ситуации. В 2019 году, когда музей временно закрылся, картины отправили в Москву, на выставку в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Полотна благополучно вернулись незадолго до локдауна в связи с пандемией, но Биллс собирался взамен привезти из России выставку французских пейзажей. Теперь этот план сорвался, и здесь показывают коллекцию фламандских картин начала ХХ века из Антверпена.

Гейнсборо уехал из Садбери в возрасте 13 лет — учиться на художника в Лондоне. На малую родину он вернулся в 1746 году и проработал в городе шесть лет, затем перебрался в Ипсуич, потом в Бат и, наконец, снова в Лондон в поисках богатых покровителей. Но именно Садбери оказал формирующее влияние на творчество и взгляды Гейнсборо, уверен Биллс.

Томас Гейнсборо. «Портрет дочери художника Мэри». Около 1777 года. Фото: Tate
Томас Гейнсборо. «Портрет дочери художника Мэри». Около 1777 года.
Фото: Tate

В 1770 году художник писал другу из Бата: «Я устал от портретов. Очень хочу взять свою виолу да гамба и уединиться в какой-нибудь милой деревеньке, где смогу рисовать пейзажи и спокойно наслаждаться старостью в тишине». Этой мечте не суждено было сбыться: Гейнсборо умер в своем роскошном особняке на Пэлл-Мэлл в Лондоне — в статусе всемирно известного живописца, любимца Георга III и королевской семьи.  

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+