18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом-музей Гейнсборо открылся после обновления и расширения

Дом-музей, посвященный художнику Томасу Гейнсборо, открывается в новом здании, спроектированном архитектурным бюро ZMMA. Фото: Hufton+Crow
Дом-музей, посвященный художнику Томасу Гейнсборо, открывается в новом здании, спроектированном архитектурным бюро ZMMA.
Фото: Hufton+Crow
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Городок Садбери, что в графстве Саффолк, вновь привлекает к себе туристов и поклонников искусства. Знаменитый художник, родившийся в этих местах, черпал здесь вдохновение на протяжении длительного периода в своей карьере

В узком переулке за домом, где прошло детство Томаса Гейнсборо (1727–1788), когда-то толпились в очереди безработные, чтобы попасть на городскую биржу труда. Теперь на ее месте возвышается новая галерея, фасад которой изя­щно облицован местной кремниевой галькой и кирпичом. Выставочное пространство появилось благодаря поддержке Фонда лотереи «Культурное наследие», проект реставрации и реконструкции обошелся в £10,5 млн. Дом-музей Гейнсборо вновь принимает публику с 21 ноября.

Из огромного окна на верхнем этаже открывается вид на крыши домов и пейзаж, вдохновлявший знаменитого художника. За рекой зеленеет луг — декорация самой известной картины Гейнсборо «Мистер и миссис Эндрюс» (около 1750), загадочной и оставшейся недописанной.

Дом, в котором родился Томас Гейнсборо. Фото: Hufton+Crow
Дом, в котором родился Томас Гейнсборо.
Фото: Hufton+Crow

Улица, на которой родился живописец, младший из девяти детей относительно преуспевавшего ткача, в 1897 году была переименована в Гейнсборо-стрит. А его дом, занесенный в список памятников архитектуры, был построен еще в Средние века, но при родителях художника обзавелся причудливым фасадом в георгианском стиле. В 1958 году он получил статус независимого музея. Магги Хэмблинг, покровительница «Друзей дома Гейнсборо», считает особняк «главной причиной, подтолкнувшей ее стать художницей», так как именно здесь она впервые увидела великое искусство.

Галерея в доме Гейнсборо. Фото: Hufton+Crow
Галерея в доме Гейнсборо.
Фото: Hufton+Crow

При этом само здание было удивительно неудобным. Нагромождение переходов и этажей, узкие лестницы и маленькие залы, а потолки такие низкие, что портреты в полный рост можно было развесить, лишь задевая карнизы и полы. Несмотря на усилия персонала и волонтеров, музей отставал от других по многим позициям, как говорит его директор Марк Биллс. Решением проблем стало строительство нового крыла. Его возвели рядом с садом, среди вековых деревьев. Ветви айвы, мушмулы и шелковицы качались на ветру еще во времена Томаса Гейнсборо. Сегодня из плодов тутового дерева варят варенье, которое продают в качестве сувенира.

Дизайн особняка поручили архитекторам из бюро ZMMA, за плечами которых — новые галереи в Музее дома в Лондоне и залы шотландского дизайна в филиале Музея Виктории и Альберта в Данди.

Временная выставка «Живопись Фландрии: фламандское искусство 1880-1914» в новой галерее дома-музея Гейнсборо. Фото: Hufton+Crow
Временная выставка «Живопись Фландрии: фламандское искусство 1880-1914» в новой галерее дома-музея Гейнсборо.
Фото: Hufton+Crow

Минуя просторный новый вход, посетители через две маленькие и одну очень большую (для крупных временных выставок) галереи попадают в зал постоянных экспозиций, декорированный специально сотканным темно-зеленым шелковым дамаском. Эта ткань — дар Хамфриса, одной из трех уцелевших мельниц в Садбери. А дополнительные галереи в старом особняке отведены для показа двух специальных коллекций: работ, подаренных фонду местным художником Седриком Моррисом, и личного собрания, связанного с другим известным уроженцем Саффолка, Джоном Констеблом (1776–1837) (эти экспонаты переданы музею в долговременное пользование потомками живописца).

Зал постоянных экспозиций в новой галерее дома-музея Гейнсборо. Фото: David Levene
Зал постоянных экспозиций в новой галерее дома-музея Гейнсборо.
Фото: David Levene

Не все из задуманного воплотилось в жизнь: проект пострадал сначала из-за коронавируса, а потом из-за политической ситуации. В 2019 году, когда музей временно закрылся, картины отправили в Москву, на выставку в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Полотна благополучно вернулись незадолго до локдауна в связи с пандемией, но Биллс собирался взамен привезти из России выставку французских пейзажей. Теперь этот план сорвался, и здесь показывают коллекцию фламандских картин начала ХХ века из Антверпена.

Гейнсборо уехал из Садбери в возрасте 13 лет — учиться на художника в Лондоне. На малую родину он вернулся в 1746 году и проработал в городе шесть лет, затем перебрался в Ипсуич, потом в Бат и, наконец, снова в Лондон в поисках богатых покровителей. Но именно Садбери оказал формирующее влияние на творчество и взгляды Гейнсборо, уверен Биллс.

Томас Гейнсборо. «Портрет дочери художника Мэри». Около 1777 года. Фото: Tate
Томас Гейнсборо. «Портрет дочери художника Мэри». Около 1777 года.
Фото: Tate

В 1770 году художник писал другу из Бата: «Я устал от портретов. Очень хочу взять свою виолу да гамба и уединиться в какой-нибудь милой деревеньке, где смогу рисовать пейзажи и спокойно наслаждаться старостью в тишине». Этой мечте не суждено было сбыться: Гейнсборо умер в своем роскошном особняке на Пэлл-Мэлл в Лондоне — в статусе всемирно известного живописца, любимца Георга III и королевской семьи.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+