18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»

Фрагмент одного из барельефов Сергея Меркурова в процессе реставрации. Фото: Мосгорнаследие
Фрагмент одного из барельефов Сергея Меркурова в процессе реставрации.
Фото: Мосгорнаследие

Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства

Долгая история реставрации барельефов знаменитого советского скульптора Сергея Меркурова, ранее находившихся на фасадах южной и северной трибун стадиона «Динамо», кажется, подошла к счастливому финалу. Шесть монументальных панно 1930-х годов из цементно-известковой смеси разместили в арт-пространстве обновленного стадиона, в зоне торгового центра «Арена Плаза».

Открытие для публики состоялось 30 декабря; 18 января состоится торжественная церемония.

Высота барельефов составляет 3 м, а их совокупная длина — 34 м (2 больших фрагмента по 11 м и 4 более мелких по 3 м). На них размещено 44 фигуры спортсменов, причем только одна из них — женская. Персонажи играют в футбол, состязаются в беге, метании молота и стрельбе, а также скачут на лошадях.

Один из барельефов после реставрации. Фото: Мосгорнаследие
Один из барельефов после реставрации.
Фото: Мосгорнаследие

«Барельефы работы знаменитого скульптора Сергея Меркурова — визитная карточка стадиона „Динамо“. По мнению специалистов, они представляют собой яркий образец переходного искусства рубежа 1920-х и 1930-х годов, воплощая новаторские научно-философские идеи теоретиков модернизма», — цитирует пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы его руководителя Алексея Емельянова.

Рельефы, находившиеся на 20-метровой высоте, были демонтированы в 2012 году институтом «Спецпроектреставрация» во время глобальной перестройки здания инвестором и застройщиком «ВТБ Арена — Центральный стадион „Динамо“». Слой грязи на них, как позже рассказывали нам реставраторы, был толщиной в палец. В итоге на фасаде нового стадиона они были заменены копиями из фибробетона — материала, гораздо лучше приспособленного к современной экологической ситуации в городе.

После того как подлинники демонтировали с фасада, оказалось, что их сохранность была весьма плачевной. Восьмидесятилетние рельефы, ранее напоминавшие своей величественностью фризы Парфенона или Пергамского алтаря, оказались раздробленными более чем на 7 тыс. фрагментов, утраты составляли до 30%. Несколько лет было неясно, что с ними делать: тонны фрагментов просто хранились в сотне деревянных ящиков, вызывая беспокойство экспертов и потомков скульптора Меркурова.

Реставрация барельефов длилась два года. Фото: Мосгорнаследие
Реставрация барельефов длилась два года.
Фото: Мосгорнаследие

Примерно четыре года этот груз переезжал с места на место, прежде чем внутри строившегося спортивного комплекса оборудовали специальную мастерскую. Реставрация барельефов началась в 2016 году и длилась два года, ее проводили специалисты петербургской мастерской «Наследие». Однако ко времени, когда работы были завершены, вопрос о размещении подлинников снаружи здания или где-либо внутри него так и не был решен. Громоздкие рельефы, в реставрацию которых «ВТБ Арена» к этому времени вложила немало средств и сил, долго не могли найти себе пристанища. В 2019 году зашла речь о переговорах насчет возможности передачи их в какой-либо музей, однако в итоге они так и остались на своем историческом месте.

Правнук скульптора Антон Меркуров, у которого мы запросили комментарий о ситуации, еще не видел финального размещения рельефов, реставрацией которых, в отличие от схемы демонтажа, он остался доволен, однако надеется, что «история этого уникального произведения завершена».

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
3
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
4
Новым директором Третьяковской галереи назначена Елена Проничева
Зельфира Трегулова, возглавлявшая главный музей национального искусства восемь лет, покидает должность в связи с истечением срока трудового договора
09.02.2023
Новым директором Третьяковской галереи назначена Елена Проничева
5
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+