18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Мир искусства», супрематизм, конструктивизм: три лейтмотива звучат по-новому

Репетиция балета «Литургия».  1915. Фото:  Государственная Третьяковская галерея
Репетиция балета «Литургия». 1915.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Каталоги московских выставок, открывшихся под конец года, связаны между собой эпохой, более или менее общей для всех героев. Уроки первой трети прошлого века — времени эстетических прорывов и социальных катаклизмов — могут быть полезны и сегодня

Столетие назад Россия была в авангарде мирового художественного процесса: «Русский балет» Сергея Дягилева гремел в Европе и обеих Америках, фурор вызывали постройки Константина Мельникова, развивались идеи супрематизма Казимира Малевича. Этой яркой эпохе посвящены сразу три выставки, открытые под конец 2022 года в крупных московских институциях.

Новая Третьяковка показывает балетное закулисье в проекте «Дягилев. Генеральная репетиция», Музей архитектуры представляет эффектную монографию «Мельников / Melnikoff», а Еврейский музей, приняв эстафету от екатеринбургского Ельцин Центра, открыл выставку «Мир как беспредметность». Большие выставки-блокбастеры способны дезориентировать зрителя, и потому они немыслимы без обстоятельных каталогов, которые не только позволяют упорядочить впечатления, но и побуждают по свежим следам внимательнее изучить материал.

«Дягилев. Генеральная репетиция» / Гос. Третьяковская галерея. М., 2022. 220 с.: ил.Дягилев. Генеральная репетиция / Гос. Третьяковская галерея. М., 2022. 220 с.: ил.
«Дягилев. Генеральная репетиция» / Гос. Третьяковская галерея. М., 2022. 220 с.: ил.Дягилев. Генеральная репетиция / Гос. Третьяковская галерея. М., 2022. 220 с.: ил.

Третьяковская галерея выпустила нарядное издание с золотым тиснением и суперобложкой в виде афиши Ballets Russes — ведь именно с афиши, а не с вешалки начинается театр, как отмечает в своей статье куратор Евгения Илюхина. И если представить саму выставку как спектакль, то каталог служит программкой к нему. Как и экспозиция, он структурирован по балетам. Причем рассказывается не только о хитах — «Половецких плясках» или «Шехеразаде», но и о тех проектах, что не воплотились на сцене. Таков был, например, балет-мистерия «Литургия», основанный на эпизодах из Евангелия. Художница Наталия Гончарова придумала для него костюмы из жестких конструкций, которые превращали танцовщиков в ожившие плоские фигуры с церковных мозаик и фресок, а один танец должен был исполняться без музыки, под ритм шагов — эти идеи оказались сверхамбициозными даже для смелой антрепризы Дягилева.

В каталог включены две статьи. Уже упомянутый текст Илюхиной знакомит читателя с эволюцией «Русского балета». Это путь от ранних феерий с ошеломительным оформлением Льва Бакста, Михаила Ларионова и Николая Рериха, к более сдержанным постановкам вроде «Соловья», костюмы для которого создал Анри Матисс, и совсем минималистичным балетам конца 1920-х, таким как «Ромео и Джульетта» и «Кошка», к работе над которыми привлекались Наум Габо, Жоан Миро, Макс Эрнст. Вторая статья, за авторством коллекционера Ольги Мазур, посвящена лондонским аукционам Sotheby’s конца 1960-х — начала 1970-х, где с молотка уходили реквизит и костюмы — их покупали даже хиппи!

«Мельников/Melnikoff». М.: Музей архитектуры им. А. В. Щусева, 2022. 368 с.: ил.
«Мельников/Melnikoff». М.: Музей архитектуры им. А. В. Щусева, 2022. 368 с.: ил.

Увесистый каталог к выставке о Мельникове в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева еще тщательнее раскрывает темы, затронутые в экспозиции. В нем более десятка статей, авторами которых выступили российские и зарубежные исследователи: Павел Кузнецов, Елизавета Догадкина, Фриц Барт, Жан-Луи Коэн и другие. Еще нигде в таких подробностях мы не могли прочитать о работе Мельникова над первым саркофагом для тела Владимира Ленина, вдохновленным «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях», и о судьбе павильона, выстроенного для Международной выставки в Париже в 1925 году. Оказывается, после демонтажа выставки павильон был подарен Французской компартии и пересобран в другом месте, где просуществовал до 1945 года. Именно там проводилась знаменитая выставка «Правда о колониях», которую в 1931 году устроила группа сюрреалистов, в числе которых были Луи Арагон, Ив Танги, Андре Тирион и Поль Элюар.

Константин Мельников. «Дом Мельникова. Интерьер гостиной». 1944. Фото: Музей архитектуры им. А. В. Щусева
Константин Мельников. «Дом Мельникова. Интерьер гостиной». 1944.
Фото: Музей архитектуры им. А. В. Щусева

Подобных сюрпризов в книге немало. Здесь показаны не только ключевые постройки и проекты Мельникова, но и его живопись и графика (неожиданно традиционные), ученические работы в классицистическом духе, конкурсные листы, созданные в период забвения. Многое опубликовано впервые.

«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие: Каталог выставки». М.: Еврейский музей и центр толерантности, 2022. 192 с.: ил.
«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие: Каталог выставки». М.: Еврейский музей и центр толерантности, 2022. 192 с.: ил.

Столичный каталог выставки «Мир как беспредметность» почти идентичен тому, что вышел годом ранее в Екатеринбурге. Тот же набор статей — о группе Уновис («Утвердители нового искусства»), основанной Казимиром Малевичем в Витебске, и деятельности петроградского Гинхука (Государственного института художественной культуры), о пути от супрематизма к его наследнику — пластическому реализму. Важную роль играют дневники одного из учеников Малевича, Льва Юдина. Его записи дают персональный, а не отстраненно исследовательский взгляд на описываемые события и искусство соратников. Набор произведений в каталоге, как и на выставке, немного отличается от того, что был представлен в Ельцин Центре: добавились фарфор из музея-усадьбы «Кусково» и предметы из Эрмитажа. На обложку же поместили картину Анны Лепорской «Три фигуры», восстановленную после громкой истории с пририсованными глазками, причем у боковых фигур можно заметить проглядывающие под слоем краски черты лица, намеченные, а затем закрашенные самой художницей.

Марк Шагал. «Вид в сад (Интерьер на даче)». 1917. Фото: Музей-квартира И.И. Бродского
Марк Шагал. «Вид в сад (Интерьер на даче)». 1917.
Фото: Музей-квартира И.И. Бродского

Каталоги позволяют зафиксировать два важных рубежа. Первый — это конец 1920-х — начало 1930-х годов, когда эпоха неукротимых экспериментов начала схлопываться: антреприза Дягилева прекратила существование после его смерти в 1929 году, а изобретения архитекторов-новаторов и художников-авангардистов все больше расходились с официальной эстетикой, утверждавшейся в СССР. Второй — это 1960–1970-е годы, когда происходит своеобразное возрождение: за границей возникает новый виток интереса к дягилевским балетам и проходят выставки русского авангарда, у нас начинают осторожно вспоминать заслуги Мельникова. Сегодня Ballets Russes, мельниковская архитектура и супрематизм, о которых на родине в свое время почти забыли, выступают как три эксклюзивных русских бренда и потому могут служить предостережением от идеологической слепоты, которая приводит к остракизму под предлогом эфемерной заботы о традициях. Об этом и напоминают выставки и каталоги.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+