18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Маркетинг по-родственному: как Винсент ван Гог становился великим

Йоханна ван Гог. Фото: Van Gogh Museum
Йоханна ван Гог.
Фото: Van Gogh Museum
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Как известно, у Винсента был брат Тео, а у Тео — жена Йоханна. Именно она сыграла важную роль в посмертном прославлении обоих ван Гогов. Исследователь Ханс Люйтен написал о ней биографическую книгу, полную судьбоносных фактов и любопытных деталей

История женщины по имени Йоханна (или Йо) ван Гог Бонгер (1862–1925) заслуживала подробного рассказа, и он в конце концов появился. Яркая и основательная биография, написанная Хансом Люйтеном и первоначально опубликованная на голландском языке в 2019 году, отражает решимость Йо посвятить жизнь наследию любимого мужа, торговца произведениями искусства Тео ван Гога, и его брата, художника Винсента.

Hans Luijten. «Jo van Gogh-Bonger: The Woman Who made Vincent Famous» / Translated by Lynne Richards. Bloomsbury Publishing. 544 с.: 63 цв. и 67 ч/б ил. £20. На английском языке
Hans Luijten. «Jo van Gogh-Bonger: The Woman Who made Vincent Famous» / Translated by Lynne Richards. Bloomsbury Publishing. 544 с.: 63 цв. и 67 ч/б ил. £20. На английском языке

Йо Бонгер вышла замуж за Тео в апреле 1889 года в возрасте 26 лет и переехала с ним в Париж. Но тот умер меньше чем через год после свадьбы, оставив ее с младенцем по имени Винсент. И хотя она была только шапочно знакома с другим Винсентом, братом мужа, она взяла на себя ответственность за сотни его холстов и рисунков. Йо вернулась в Нидерланды и много лет содержала гостевой дом в Бюссуме, недалеко от Амстердама. А между делом установила связи с художниками, писателями и арт-дилерами, которые хотели продвигать творчество Винсента ван Гога (в частности, с Эмилем Бернаром и Жюльеном Леклерком).

Футляр с фотографиями Йо Бонгер и Тео ван Гога. 1889. Фото: Van Gogh Museum
Футляр с фотографиями Йо Бонгер и Тео ван Гога. 1889.
Фото: Van Gogh Museum

Уже в самом начале 1890-х выставки работ ван Гога прошли в галереях Barc de Boutteville в Париже и Kunstkring в Гааге. Бельгийцы и немцы тоже хотели экспонировать его произведения. Но этим интересом, который скоро превратился в спрос, нужно было управлять. Между 1900 и 1905 годом было устроено 15 выставок, в том числе большая ретроспектива в амстердамском Стеделейк-музее. Такие маршаны, как Амбруаз Воллар в Париже и Пауль Кассирер в Берлине, вели переговоры о покупке картин, и необходимо было предотвратить тайные попытки галереи Bernheim-Jeune, а также состоятельного коллекционера Хелен Крёллер-Мюллер приобрести весь корпус работ целиком.

Йоханна ван Гог Бонгер за своим столом в гостиной на Конингинневег, 77 в Амстердаме (1909 или позже). На стене за письменным столом висят картины Фантен-Латура и Винсента ван Гога. Фото: Van Gogh Museum
Йоханна ван Гог Бонгер за своим столом в гостиной на Конингинневег, 77 в Амстердаме (1909 или позже). На стене за письменным столом висят картины Фантен-Латура и Винсента ван Гога.
Фото: Van Gogh Museum

Практичная, дальновидная женщина, по сути, срежиссировала массовое увлечение и творчеством, и биографией своего покойного деверя. Ван Гог Бонгер очень хотела, чтобы мир узнал о братских узах, связывавших Винсента и Тео. В частности, она понимала, что переписка «оживляет» мертвых. Поэтому в 1914 году опубликовала письма Винсента к Тео в трех томах, а со временем перевела две трети этих писем на английский язык. Впрочем, кроме желания почтить память своего короткого, но счастливого брака, она еще и стремилась обеспечить финансовое будущее сына. К моменту смерти в 1925 году Йо ван Гог Бонгер продала почти 200 картин и более 50 работ на бумаге, оставив достаточно средств, чтобы младший Винсент смог подготовить базу для открытого в 1973 году Музея ван Гога в Амстердаме.

Йоханна ван Гог с семьей. Фото: Van Gogh Museum
Йоханна ван Гог с семьей.
Фото: Van Gogh Museum

Правда, личная жизнь Йо после смерти Тео сложилась не очень удачно. Сначала она встречалась с распутным художником Исааком Исраэлсом, а в 1901 году вступила в брак с другим художником, невротиком Йоханом Госшалком. Из книги мы узнаем, что ван Гог Бонгер руководствовалась благочестивым протестантским воспитанием, но не была чужда современным веяниям: она стала одной из основателей Голландской социал-демократической рабочей партии в 1894 году и была ярой сторонницей борьбы за права женщин.

Люйтен был одним из редакторов опубликованной в 2009 году переписки ван Гога. Благодаря хорошему знанию архивов, личность Йо ван Гог Бонгер в своей книге он представил так же детально и всесторонне. Здесь много нового материала (например, цитируются письма, которые писал ей Исраэлс). Этот биографический труд вполне соответствует образу героини, движимой преданностью и чувством долга.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+