Маркетинг по-родственному: как Винсент ван Гог становился великим

Йоханна ван Гог. Фото: Van Gogh Museum
Йоханна ван Гог.
Фото: Van Gogh Museum
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Как известно, у Винсента был брат Тео, а у Тео — жена Йоханна. Именно она сыграла важную роль в посмертном прославлении обоих ван Гогов. Исследователь Ханс Люйтен написал о ней биографическую книгу, полную судьбоносных фактов и любопытных деталей

История женщины по имени Йоханна (или Йо) ван Гог Бонгер (1862–1925) заслуживала подробного рассказа, и он в конце концов появился. Яркая и основательная биография, написанная Хансом Люйтеном и первоначально опубликованная на голландском языке в 2019 году, отражает решимость Йо посвятить жизнь наследию любимого мужа, торговца произведениями искусства Тео ван Гога, и его брата, художника Винсента.

Hans Luijten. «Jo van Gogh-Bonger: The Woman Who made Vincent Famous» / Translated by Lynne Richards. Bloomsbury Publishing. 544 с.: 63 цв. и 67 ч/б ил. £20. На английском языке
Hans Luijten. «Jo van Gogh-Bonger: The Woman Who made Vincent Famous» / Translated by Lynne Richards. Bloomsbury Publishing. 544 с.: 63 цв. и 67 ч/б ил. £20. На английском языке

Йо Бонгер вышла замуж за Тео в апреле 1889 года в возрасте 26 лет и переехала с ним в Париж. Но тот умер меньше чем через год после свадьбы, оставив ее с младенцем по имени Винсент. И хотя она была только шапочно знакома с другим Винсентом, братом мужа, она взяла на себя ответственность за сотни его холстов и рисунков. Йо вернулась в Нидерланды и много лет содержала гостевой дом в Бюссуме, недалеко от Амстердама. А между делом установила связи с художниками, писателями и арт-дилерами, которые хотели продвигать творчество Винсента ван Гога (в частности, с Эмилем Бернаром и Жюльеном Леклерком).

Футляр с фотографиями Йо Бонгер и Тео ван Гога. 1889. Фото: Van Gogh Museum
Футляр с фотографиями Йо Бонгер и Тео ван Гога. 1889.
Фото: Van Gogh Museum

Уже в самом начале 1890-х выставки работ ван Гога прошли в галереях Barc de Boutteville в Париже и Kunstkring в Гааге. Бельгийцы и немцы тоже хотели экспонировать его произведения. Но этим интересом, который скоро превратился в спрос, нужно было управлять. Между 1900 и 1905 годом было устроено 15 выставок, в том числе большая ретроспектива в амстердамском Стеделейк-музее. Такие маршаны, как Амбруаз Воллар в Париже и Пауль Кассирер в Берлине, вели переговоры о покупке картин, и необходимо было предотвратить тайные попытки галереи Bernheim-Jeune, а также состоятельного коллекционера Хелен Крёллер-Мюллер приобрести весь корпус работ целиком.

Йоханна ван Гог Бонгер за своим столом в гостиной на Конингинневег, 77 в Амстердаме (1909 или позже). На стене за письменным столом висят картины Фантен-Латура и Винсента ван Гога. Фото: Van Gogh Museum
Йоханна ван Гог Бонгер за своим столом в гостиной на Конингинневег, 77 в Амстердаме (1909 или позже). На стене за письменным столом висят картины Фантен-Латура и Винсента ван Гога.
Фото: Van Gogh Museum

Практичная, дальновидная женщина, по сути, срежиссировала массовое увлечение и творчеством, и биографией своего покойного деверя. Ван Гог Бонгер очень хотела, чтобы мир узнал о братских узах, связывавших Винсента и Тео. В частности, она понимала, что переписка «оживляет» мертвых. Поэтому в 1914 году опубликовала письма Винсента к Тео в трех томах, а со временем перевела две трети этих писем на английский язык. Впрочем, кроме желания почтить память своего короткого, но счастливого брака, она еще и стремилась обеспечить финансовое будущее сына. К моменту смерти в 1925 году Йо ван Гог Бонгер продала почти 200 картин и более 50 работ на бумаге, оставив достаточно средств, чтобы младший Винсент смог подготовить базу для открытого в 1973 году Музея ван Гога в Амстердаме.

Йоханна ван Гог с семьей. Фото: Van Gogh Museum
Йоханна ван Гог с семьей.
Фото: Van Gogh Museum

Правда, личная жизнь Йо после смерти Тео сложилась не очень удачно. Сначала она встречалась с распутным художником Исааком Исраэлсом, а в 1901 году вступила в брак с другим художником, невротиком Йоханом Госшалком. Из книги мы узнаем, что ван Гог Бонгер руководствовалась благочестивым протестантским воспитанием, но не была чужда современным веяниям: она стала одной из основателей Голландской социал-демократической рабочей партии в 1894 году и была ярой сторонницей борьбы за права женщин.

Люйтен был одним из редакторов опубликованной в 2009 году переписки ван Гога. Благодаря хорошему знанию архивов, личность Йо ван Гог Бонгер в своей книге он представил так же детально и всесторонне. Здесь много нового материала (например, цитируются письма, которые писал ей Исраэлс). Этот биографический труд вполне соответствует образу героини, движимой преданностью и чувством долга.

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
4
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
5
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+