Особняку Румянцева вернули парадный фасад, включающий барельеф Ивана Мартоса

Барельеф работы скульптора Ивана Мартоса на фасаде особняка Румянцева. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Барельеф работы скульптора Ивана Мартоса на фасаде особняка Румянцева.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

В Санкт-Петербурге завершились работы по реставрации и укреплению фасада примечательного дома на Английской набережной. Именно отсюда начал свою историю знаменитый Румянцевский музей, впоследствии расцветший в Москве

Восстановление фасадов особняка Румянцева — важная веха в процессе сохранения исторического облика Петербурга. За почти 300-летнюю историю дом этот становился свидетелем многих судьбоносных событий. Например, в этом месте Английской набережной, прямо перед особняком, в 1917 году был пришвартован крейсер «Аврора», стрелявший отсюда холостыми патронами по Зимнему дворцу. И именно в этом здании в послевоенные годы родился музей истории города.

Планы по реставрации и укреплению фасадов румянцевского особняка, теперь пребывающего в статусе филиала упомянутого музея, были разработаны уже несколько лет назад. По мнению специалистов, лицевой фасад здания уже давно находился в аварийном состоянии. В 2018 году была проведена комплексная историко-культурная экспертиза, началась подготовка проектной документации, но из-за пандемии коронавируса работы пришлось приостановить. Генеральный подрядчик, компания «Возрождение Петербурга», непосредственно к реставрации приступил в феврале 2022 года, а уже в конце октября завершил ее. Средства для этого, почти 40 млн руб., были выделены из городского бюджета.

Фрагмент барельефа на фасаде особняка Румянцева. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Фрагмент барельефа на фасаде особняка Румянцева.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Особняк неоднократно перестраивался. Первоначально, с 1740-х годов, этой землей владели князья Голицыны. При них построили первое здание — по проекту неизвестного архитектора. Но уже в 70-х годах того же века оно было перестроено Жан-Батистом Валлен-Деламотом. Вскоре Голицыны продают особняк; затем сменяется несколько владельцев, пока в 1802 году его не приобретает Николай Петрович Румянцев (1754–1826) — государственный деятель, дипломат, покровитель наук и искусств. Он перестраивает здание по проекту Василия Глинки, молодого выпускника Академии художеств, превращая его из обычного частного дома в парадный аристократический особняк. За этот проект Глинка получил звание академика.

В перестроенном здании в 1831 году, уже после смерти Николая Румянцева, его брат Сергей открывает первый в России частный общедоступный музей и библиотеку. После переезда музея в Москву в 1861 году особняк снова переходит из рук в руки; новые хозяева многократно меняют интерьеры, но не трогают фасады. В 1938 году в бывшем особняке Румянцева открывается Музей истории и развития Ленинграда.

Работы по восстановлению и укреплению фасада особняка. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Работы по восстановлению и укреплению фасада особняка.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Серьезные проблемы с парадным фасадом возникли у здания еще в конце XIX века: портик и стена дома все больше отклонялись от вертикали. Архитекторы, приглашенные тогдашними владельцами, пытались подпереть фасадную стену массивным кирпичным сводчатым тамбуром, крыша которого одновременно служила открытым балконом второго этажа. В таком виде фасад особняка дошел до наших дней.

Главные задачи, стоявшие перед современными реставраторами, тоже касались укрепления фасада, что, по мнению специалистов, напрямую связано с проблемой укрепления фундамента всего здания. «Близость Невы, неоднократные в течение года наводнения размывали грунт, основания фундаментов портились. Это все тянулось на протяжении столетий, — рассказал нашему изданию Александр Леонтьев, заместитель председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). — Несколько владельцев пытались с этим бороться, а в этом веке уже серьезно пришлось заниматься фактически прикреплением стены к поперечным стенам, отходящим в глубь двора. Нам удалось справиться со всеми проблемами».

Восстановление барельефа работы Ивана Мартоса. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Восстановление барельефа работы Ивана Мартоса.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Реставраторы укрепили фундаменты, закрепили стены, восстановили чугунное ограждение балкона в тимпане и гранитный цоколь, выполнили штукатурные работы. Особенной реставрации потребовал барельеф «Аполлон Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины», выполненный в начале XIX века скульптором Иваном Мартосом по проекту Василия Глинки. Часть гипсовой лепнины была утрачена — реставраторы восстанавливали детали в соответствии с рисунками Мартоса. Последний штрих — возвращение на парадный фасад золоченых букв в надписи «От Государственного канцлера графа Румянцова на благое просвещение» — ожидается к концу 2022 года.

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
4
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
5
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+